Открытое русским физиологом Иваном Павловым классическое обусловливание - это тип бессознательного или автоматического обучения. Этот процесс обучения создает обусловленную реакцию через ассоциации между необусловленным стимулом и нейтральным стимулом.
Говоря иначе, классическое обусловливание подразумевает размещение нейтрального стимула перед естественно возникающим рефлексом. В классическом эксперименте Павлова с собаками нейтральным стимулом был звук тона, а естественно возникающим рефлексом - слюноотделение в ответ на пищу. Если связать нейтральный стимул (звук) с безусловным стимулом (пищей), то один только звук тона мог вызвать реакцию слюноотделения.
Хотя классическое обусловливание не было открыто психологом, оно оказало огромное влияние на школу мысли в психологии, известную как бихевиоризм. Бихевиоризм предполагает, что все обучение происходит через взаимодействие с окружающей средой и что среда формирует поведение.
Определения классического обусловливания
Классическое обусловливание - также иногда называемое павловским обусловливанием - использует несколько различных терминов, чтобы помочь объяснить процесс обучения. Знание этих основ поможет вам понять классическое обусловливание.
Необусловленный стимул
Необусловленный стимул - это стимул или триггер, который приводит к автоматической реакции. Например, если холодный ветер заставляет вас дрожать, то холодный ветер - это необусловленный стимул он вызывает непроизвольную реакцию (дрожь).
Нейтральный стимул
Нейтральный стимул - это стимул, который сам по себе изначально не вызывает реакции. Например, если вы слышите звук вентилятора, но не чувствуете дуновения ветерка, это не обязательно вызовет ответную реакцию. Это нейтральный стимул.
Условный стимул
Условный стимул - это стимул, который раньше был нейтральным (не вызывал ответной реакции), а теперь приводит к ответной реакции. Если раньше вы не обращали внимания на собак, а потом одна из них вас укусила, и теперь вы испытываете страх каждый раз, когда видите собаку, то собака стала условным стимулом.
Необусловленная реакция
Необусловленная реакция - это автоматическая реакция или реакция, которая возникает без размышлений при наличии необусловленного стимула. Если вы почувствуете запах любимой еды и у вас начнет течь изо рта, это будет необусловленная реакция.
Условная реакция
Условная реакция - это заученная реакция или реакция, которая возникает там, где раньше никакой реакции не было. Возвращаясь к примеру с укусом собаки, страх, который вы испытываете после укуса, является обусловленной реакцией.
1:18
Нажмите Play, чтобы узнать больше о классическом обусловливании
Это видео было проверено с медицинской точки зрения Анн-Луизой Т. Локхарт, PsyD, ABPP.
Как работает классическое обусловливание
Классическое обусловливание предполагает формирование ассоциации между двумя стимулами, в результате чего возникает заученная реакция. Существует три основные фазы этого процесса.
Фаза 1: До обусловливания
Первая часть процесса классического обусловливания требует наличия естественного стимула, который автоматически вызывает ответную реакцию. Слюноотделение в ответ на запах пищи - хороший пример естественно возникающего стимула.
На этой фазе процесса необусловленный стимул (НСС) приводит к необусловленной реакции (НР). Подача пищи (UCS) естественно и автоматически вызывает реакцию слюноотделения (UCR).
В этот момент также существует нейтральный стимул, который пока не производит никакого эффекта. Только когда нейтральный стимул будет сопряжен с UCS, он вызовет ответную реакцию.
Давайте подробнее рассмотрим два важнейших компонента этой фазы классического обусловливания:
- Необусловленный стимул - это стимул, который безусловно, естественно и автоматически вызывает ответную реакцию. Например, когда вы чувствуете запах одного из ваших любимых блюд, вы можете немедленно почувствовать голод. В этом примере запах еды является необусловленным стимулом.
- Необусловленный ответ - это необусловленная реакция, которая возникает естественным образом в ответ на необусловленный стимул. В нашем примере чувство голода в ответ на запах еды является необусловленной реакцией.
На этапе перед обучением необусловленный стимул сопоставляется с необусловленной реакцией. Затем вводится нейтральный стимул.
Фаза 2: Во время обусловливания
Во время второй фазы процесса классического обусловливания ранее нейтральный стимул неоднократно сопрягается с необусловленным стимулом. В результате такого сопряжения формируется ассоциация между ранее нейтральным стимулом и УКС.
В этот момент некогда нейтральный стимул становится известным как условный стимул (УС). Теперь субъект обучен реагировать на этот стимул. Условный стимул - это ранее нейтральный стимул, который, ассоциируясь с необусловленным стимулом, в конечном итоге вызывает обусловленную реакцию.
В нашем предыдущем примере предположим, что когда вы почувствовали запах любимой еды, вы также услышали звук свистка. Хотя свист не связан с запахом еды, если бы звук свистка многократно сопрягался с запахом, то в конечном итоге звук свистка вызвал бы условную реакцию. В этом случае звук свистка является условным стимулом.
Фаза в течение обусловливания включает в себя многократное сопряжение нейтрального стимула с необусловленным стимулом. В конце концов, нейтральный стимул становится условным стимулом.
Фаза 3: После обусловливания
После того, как между УКС и ЦС возникла ассоциация, предъявление одного только условного стимула будет вызывать ответную реакцию - даже без безусловного стимула. Результирующий ответ известен как условный ответ (УО).
Условный ответ - это выученная реакция на ранее нейтральный стимул. В нашем примере условной реакцией было бы чувство голода, когда вы услышали звук свистка.
На этапе после обусловливания один только условный стимул вызывает условную реакцию.
Ключевые принципы
Бихевиористы описали ряд различных явлений, связанных с классическим обусловливанием. Некоторые из них связаны с первоначальным установлением реакции, в то время как другие описывают исчезновение реакции. Ниже мы рассмотрим пять ключевых принципов классического обусловливания.
Приобретение
Приобретение - это начальная стадия обучения, когда реакция впервые устанавливается и постепенно закрепляется. На этапе приобретения классического обусловливания нейтральный стимул многократно сопрягается с необусловленным стимулом.
Как вы помните, необусловленный стимул - это то, что естественно и автоматически вызывает ответную реакцию без какого-либо обучения. После создания ассоциации субъект начинает проявлять поведение в ответ на ранее нейтральный стимул, который теперь известен как условный стимул. Именно в этот момент можно сказать, что реакция приобретена.
Как только реакция установлена, вы можете постепенно подкреплять ее, чтобы убедиться, что поведение хорошо усвоено.
Приобретение в классическом обусловливании
Угасание
Угасание - это когда случаи возникновения обусловленной реакции уменьшаются или исчезают. В классическом обусловливании это происходит, когда условный стимул больше не сопряжен с необусловленным стимулом.
Например, если запах пищи (необусловленный стимул) был сопряжен со звуком свистка (условный стимул), то звук свистка со временем стал бы вызывать условную реакцию голода.
Однако, если запах пищи больше не был связан со свистком, в конечном итоге условная реакция (голод) исчезнет.
Угасание в классическом обусловливании
Спонтанное восстановление
Иногда выученная реакция может внезапно возникнуть вновь, даже после периода угасания. Это называется спонтанным восстановлением.
Например, представьте, что после обучения собаки слюноотделению на звук колокольчика вы перестали подкреплять поведение, и реакция исчезла. После периода отдыха, в течение которого условный стимул не предъявлялся, вы звоните в колокольчик, и животное спонтанно восстанавливает ранее выученную реакцию.
Если условный стимул и необусловленный стимул больше не связаны, то после спонтанного восстановления угасание произойдет очень быстро.
Что такое спонтанное восстановление?
Генерализация
Генерализация стимула - это тенденция обусловленного стимула вызывать сходные реакции после того, как реакция была обусловлена. Например, если собаку приучили выделять слюну при звуке колокольчика, животное может проявить такую же реакцию на звук, похожий на колокольчик.
Например, в знаменитом эксперименте Джона Б. Уотсона "Маленький Альберт" маленькому ребенку внушили страх перед белой крысой. Ребенок продемонстрировал генерализацию стимула, проявив страх и перед другими размытыми белыми объектами, включая мягкие игрушки и собственные волосы Уотсона.
Как обусловлен процесс генерализации стимула
Дискриминация
Дискриминация - это способность отличать обусловленный стимул от других стимулов, которые не были сопряжены с необусловленным стимулом.Например, если бы условным стимулом был звонок, дискриминация включала бы способность отличать звонок от других похожих звуков. Поскольку испытуемый способен различать эти стимулы, он будет реагировать только тогда, когда ему предъявят условный стимул.
Понимание дискриминации стимулов
Примеры классического обусловливания
Может быть полезно рассмотреть несколько примеров того, как процесс классического обусловливания работает как в экспериментальных, так и в реальных условиях.
Реакция страха
Эксперимент Джона Б. Уотсона с маленьким Альбертом является примером реакции страха. Сначала ребенок не проявлял страха перед белой крысой, но после того, как крыса была многократно сопряжена с громкими, пугающими звуками, ребенок начал плакать при появлении крысы.
До обусловливания белая крыса была нейтральным стимулом. Необусловленным стимулом были громкие, звенящие звуки, а необусловленной реакцией - реакция страха, вызванная шумом.
Путем многократного сопряжения крысы с необусловленным стимулом белая крыса (теперь уже условный стимул) стала вызывать реакцию страха (теперь уже условную реакцию).
Этот эксперимент иллюстрирует, как фобии могут формироваться посредством классического обусловливания. Во многих случаях одна пара из нейтрального стимула (например, собаки) и пугающего опыта (укуса собаки) может привести к устойчивой фобии (боязни собак).
Вкусовые отвращения
Другим примером классического обусловливания является развитие условного вкусового отвращения. Исследователи Джон Гарсия и Боб Келлинг впервые обратили внимание на это явление, когда наблюдали, как у крыс, подвергшихся воздействию радиации, вызывающей тошноту, развивалось отвращение к ароматизированной воде после совместного представления радиации и воды.
В данном примере радиация представляет собой безусловный стимул, а тошнота - безусловную реакцию. После объединения этих двух стимулов ароматизированная вода становится условным стимулом, а тошнота, возникающая при воздействии только воды, - условной реакцией.
Более поздние исследования показали, что такое классически обусловленное отвращение может быть вызвано одним объединением условного и необусловленного стимулов.
Исследователи также обнаружили, что такое отвращение может развиться даже в том случае, если условный стимул (вкус пищи) предъявляется за несколько часов до необусловленного стимула (стимула, вызывающего тошноту).
Почему такие ассоциации развиваются так быстро? Формирование таких ассоциаций может иметь преимущества для выживания. Если животное съедает что-то, от чего ему становится плохо, оно должно избегать употребления той же пищи в будущем, чтобы избежать болезни или даже смерти.
Это пример биологической готовности. Некоторые ассоциации формируются быстрее, потому что они помогают выжить.
В одном известном полевом исследовании ученые вводили тушам овец яд, который вызывал у койотов болезнь, но не убивал их. Цель заключалась в том, чтобы помочь владельцам овцеводческих ранчо сократить число овец, потерянных из-за убийств койотов.
Эксперимент не только сработал, сократив число убитых овец, но и вызвал у некоторых койотов настолько сильное отвращение к овцам, что они убегали при запахе или виде овцы.
Критика классического обусловливания
Некоторые психологи утверждают, что классическое обусловливание представляет собой редуктивное, механическое объяснение некоторых видов поведения. Тем не менее, этот подход по-прежнему привлекает исследователей и имеет большое значение для современной психологии.
Слово от Verywell
В действительности люди не реагируют точно так же, как собаки Павлова. Тем не менее, существует множество реальных применений классического обуславливания. Например, многие дрессировщики собак используют методы классического обусловливания, чтобы помочь людям дрессировать своих питомцев.
Эти методы также полезны для того, чтобы помочь людям справиться с фобиями или проблемами тревожности. Например, терапевты могут неоднократно сочетать что-то, вызывающее тревогу, с техниками релаксации, чтобы создать ассоциацию.
Учителя могут применять классическое обусловливание в классе, создавая позитивную атмосферу в классе, чтобы помочь ученикам преодолеть тревогу или страх. Сопоставление ситуации, вызывающей тревогу, например, выступление перед группой, с приятной обстановкой помогает ученику усвоить новые ассоциации. Вместо того чтобы чувствовать тревогу и напряжение в таких ситуациях, ребенок научится оставаться расслабленным и спокойным.
Часто задаваемые вопросы
- Кто открыл классическое обусловливание?
Иван Павлов открыл классическое обусловливание. Павлов был увлечен физиологией и даже получил золотые медали за свою работу в этой области. Именно в должности директора физиологической лаборатории он начал связывать физиологические исследования с рефлекторными реакциями и регуляцией.
- В чем разница между оперантным и классическим обусловливанием?
Оперантное обусловливание - это метод обучения, при котором определенное поведение ассоциируется либо с положительным, либо с отрицательным последствием. Эта форма обучения связывает добровольные действия с получением награды или наказания, часто для того, чтобы усилить или ослабить это добровольное поведение.
Классическое обусловливание - это процесс обучения, больше сфокусированный на непроизвольном поведении, использующий ассоциации с нейтральными стимулами, чтобы вызвать определенную непроизвольную реакцию.
Узнайте больше: Оперантное обусловливание и классическое обусловливание
- Почему классическое обусловливание считается формой неявной памяти?
Неявная память - это память, которую вы можете вспомнить без усилий или без размышлений. Классическое обусловливание использует эту автоматическую память для создания ассоциаций с нейтральным стимулом. Ассоциация усваивается без сознательного осознания.
Узнайте больше: Имплицитная память и эксплицитная память
- Какие методы лечения основаны на принципах классического обусловливания?
Поведенческие методы лечения используют принципы классического обусловливания, чтобы помочь людям изменить негативное поведение. Смысл этих методов заключается в том, что мы учимся у окружающей среды. Когнитивно-поведенческая терапия и терапия воздействия - два вида поведенческой терапии.
Узнайте больше: Что такое поведенческая терапия?
14 источников Для подтверждения фактов в наших статьях Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и поддерживаем точность, надежность и достоверность наших материалов.
-
Wolpe J, Plaud JJ. Вклад Павлова в поведенческую терапию. Очевидное и не очень очевидное. Am Psychol. 1997 52(9):966-72.
-
Windholz G. Pavlov on the conditioned reflex method and its limits. Am J Psychol. 1995 108(4):575-88.
-
Holland JG. Бихевиоризм: Part of the problem or part of the solution. J Appl Behav Anal. 1978 11(1):163-74. doi:10.1901/jaba.1978.11-163
-
Rouleau N, Karbowski LM, Persinger MA. Экспериментальное доказательство классического обусловливания и микроскопических энграмм в электропроводящем материале. PLoS ONE. 2016-11(10):e0165269. doi:10.1371/journal.pone.0165269.
-
Мор Л, Дженсен Г. Приобретение условного ответа по множественному расписанию зависит от временной контингентности подкрепления с каждым стимулом. Learn Mem. 2014-21(5):258-62. doi: 10.1101/lm.034231.113
-
Lattal KM, Lattal KA. Facets of Pavlovian and operant extinction. Behav Processes. 2012-90(1):1-8. doi:10.1016/j.beproc.2012.03.009
-
Thanellou A, Green JT. Spontaneous recovery but not reinstatement of the extinguished conditioned eyeblink response in the rat. Behav Neurosci. 2011-125(4):613-25. doi:10.1037/a0023582
-
Dunsmoor JE, Mitroff SR, Labar KS. Generalization of conditioned fear along a dimension of increasing fear intensity. Learn Mem. 2009-16(7):460-9. doi:10.1101/lm.1431609
-
Murray JE, Li C, Palmatier MI, Bevins RA. The interoceptive Pavlovian stimulus effects of caffeine. Pharmacol Biochem Behav. 2007-86(4):838-46. doi:10.1016/j.pbb.2007.03.013
-
Hofmann SG. Cognitive processes during fear acquisition and extinction in animals and humans: implications for exposure therapy of anxiety disorders. Clin Psychol Rev. 2008-28(2):199-210. doi:10.1016/j.cpr.2007.04.009
-
Lin JY, Arthurs J, Reilly S. Conditioned taste aversion, drugs of abuse and palatability. Neurosci Biobehav Rev. 2014-45:28-45. doi:10.1016/j.neubiorev.2014.05.001
-
Ahs F, Rosen J, Kastrati G, Fredrikson M, Agren T, Lundstrom JN. Биологическая готовность и устойчивость к угасанию реакций кожной проводимости, обусловленных изображениями животных, вызывающих страх: A systematic review. Neurosci Biobehav Rev. 2018-95:430-437. doi:10.1016/j.neubiorev.2018.10.017
-
Griffiths Jr R, Connolly G, Burns R, Sterner R. Coyotes, sheep and lithium chloride. Proceed 8th Vertebrate Pest Conf. 1978:23.
-
Нобелевская премия. Иван Павлов биографический.
Additional Reading
-
Breedlove SM. Principles of Psychology. Oxford University Press.
-
Nevid JS. Psychology: Concepts and Applications. Wadsworth Cengage Learning.
Кендра Черри
Кендра Черри, магистр педагогики, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.
- verywellmind.com
Поделиться