Человеческий фактор. Что ВТО грядущая нам готовит?

Лифанова Светлана Сергеевна

HR-Portal.ru

Совсем скоро российский рынок заживет по новым правилам Всемирной торговой организации. Это хороший повод задуматься и о грядущих изменениях в современной системе управления персоналом. Мне хотелось бы осветить вопрос, связанный с главным ресурсом любой компании, будь она варяжской или родной, российской, – персоналом организации.

Основы современной системы управления персоналом складывались в кризисный период конца 1990-х годов.  На молодом российском рынке в коммерческих структурах существовала объективная нехватка не только компетентных кадров, но попросту сотрудников, готовых рисковать и осваивать новые профессии. Именно тогда в словаре работодателя появились такие слова, как маркетолог, логист, менеджер и пр. За годы экономической эволюции в нашей стране возникли учебные заведения, худо ли бедно ли, но подготавливающие новые кадры для нового рынка.

К сегодняшнему дню практически во всех регионах России (особенно в её центральной части) сложилась относительно благополучная ситуация с трудоустройством выпускников и с занятостью специалистов «старой школы». Во многом это явилось следствием развития торгово-промышленного сектора в целом и, соответственно, увеличения количества рабочих мест. Однако, несмотря на всё внешнее благополучие, наряду с ростом общего благосостояния российских граждан (по данным Роскомстата за 2006 г.), наметился ряд трудностей в сфере управления персоналом. Эта тенденция проявляется в отношении как руководящего состава, так и рядовых сотрудников. Одним из ведущих факторов в развитии подобных процессов является внешний макроэкономический феномен – вступление России в ВТО. 

На экономическую арену выходят специалисты, выросшие в культуре и традициях западного менеджмента, история которого корнями уходит в XIX век. Особенности такого рода специалистов являются результатом многолетнего труда на благо капитализма, который, как форма социально-экономических отношений,  несет свои ценности, смыслы, традиции. Отечественное образование, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших, но, прежде всего, в своей фундаментальной части. Что же касается образа жизни последних десятилетий, уровня развития образования, общего качество жизни, то они у представителей западной и российской культур во многом различаются. Я не буду останавливаться здесь на оценке этой очевидной разницы, хочу лишь подчеркнуть, что впереди нас ждёт смешение и взаимопроникновение культурных и социально-экономических особенностей Запада и России. Это важно осознать, и к этому нужно готовиться.

Рынок труда и управления персоналом изменяется и готовится к приходу иностранных специалистов. Появляются новые требования к сотрудникам со стороны работодателей, как, впрочем, и наоборот, соискатели всё чаще задумываются о выборе места работы, тщательно взвешивая перспективы будущей компании-работодателя в новых экономических условиях: устоит ли компания среди сильных западных конкурентов, сможет ли защитить интересы каждого сотрудника и т.д.

Тут уместно вспомнить один из принципов профессионализма - веру в образование, который на практике пытаются реализовать некоторые российские организации. Основным конкурентным преимуществом на внутреннем трудовом рынке является личная и профессиональная компетентность. Важно подчеркнуть, что компетентность – это понятие, отражающее динамику профессионального развития. Невозможно в современных условиях быть профессионалом сегодня и не стремиться стать им завтра и послезавтра. Краткая остановка на пути развития подобна шагу назад. Какие требования к профессионализму сотрудника предъявит нам рынок завтра?

Прежде всего, будет востребована гибкость и адаптивность к новым, быстро изменяющимся условиям. Появление новых продуктов и технологических решений заставляет обновлять свой арсенал знаний и умений. Для этого уже сейчас возникает потребность проводить внутренние семинары, посвященные обсуждению нововведений. Выпускник ВУЗа и признанный специалист должны в равной степени отслеживать новые тенденции в своей профессиональной области, качественно повышать уровень навыков и информированности. Средств для этого имеется огромное количество: начиная от общедоступной литературы в интернете, тематической периодики и заканчивая участием в отраслевых конференциях, форумах и т.д. Если не забывать о таких возможностях, то можно постоянно и с успехом находиться на волне последних тенденций в профессиональном круге знаний.

Самообучение также необходимо и в ключе расширения сферы профессиональных компетенций сотрудника. Узкопрофильные знания, безусловно, важны и востребованы, особенно в технических, наукоемких областях, однако наиболее устойчивой, с точки зрения зрелой системы управления, является полипрофессиональная позиция. Она предусматривает владение знаниями и навыками не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных направлениях (горизонтальных и вертикальных). К примеру, профессия маркетолога предполагает освоение компетенций в ряде смежных горизонтальных областей (реклама, PR-технологии, брендинг и т.д.); а также в вертикальных направлениях (основы графического дизайна, напр.).

Непростая ситуация складывается со специалистами технической сферы. На сегодняшний день инженеры, конструкторы, технологи востребованы как никогда. Экономические тенденции в России приводят к общему росту числа производств, появляются новые наукоемкие направления в промышленности, в том числе и в пищевой отрасли. Престижность технического образования только начинает формироваться заново после гуманитарного бума, а специалисты востребованы уже сегодня и ещё более будут востребованы завтра. Тем не менее, технический специалист при достаточной мотивации и поддержке работодателя имеет возможность уже сейчас расширять свой профессиональный инструментарий. Современные инженерные и технологические наработки лучших западных производителей доступны благодаря общей глобализации рынка, открытию границ в тонких научно-технических областях. Важно встроиться в общую профессиональную среду, черпать новые знания, навыки. Возможность для этого есть – международные выставки, стажировки, семинары ведущих специалистов фирм-производителей. Технический специалист в торгово-производственной компании является особым звеном, несущим идею, главную ценность продукта компании. Ожидания от таких специалистов достаточно высоки, требования к ним предъявляются непростые и важно научиться двигаться вместе с передовыми тенденциями рынка.

Сотрудник, который стремится к расширению и углублению своего профессионального взгляда за счёт смежных направлений деятельности, скорее найдёт общий язык с руководителем, ориентированным на новые системы качества бизнес-процессов. Такой формат компетенций позволяет быстрее и эффективнее оценивать изменяющиеся тенденции в своей области, конъюнктуру рынка, более оптимальным образом реагировать на клиентские запросы и т.д.

Вместе с приходом западной масс-культуры в нашу жизнь вошли такие вещи, как культ заботы о своем теле, о грамотно проведенном досуге. Если отбросить внешнюю сторону всех этих новшеств, то остаётся высоко ценимый в западном обществе дух саморазвития в сфере не только профессиональной, но и физической. Возрастающий темп жизни предъявляет жесткие требования к нервно-психической выносливости. Рабочий день, который проносится в стремительном ритме, отнимает у нас массу сил, и если не восстанавливать их запас, в скором времени этот ресурс исчерпается. В современном западном обществе нормой является планирование не только рабочего расписания, но и отдыха, в том числе активного. Сейчас многие развитые компании  предоставляют своим сотрудникам возможности для активного отдыха и занятий спортом: льготные абонементы в фитнес-клубы, организация корпоративных соревнований и регулярных занятий тем или иным видом спорта. Эффективное восстановление рабочего темпа уже сейчас является весомым вкладом в общую картину профессионализма сотрудника.

В целом методы работы в современных организациях требуют четкой и эффективной деятельности, которая возможна, в том числе, и благодаря самоорганизации. Навыки тайм-менеджмента, эффективного планирования и постановки целей, навыки делегирования полномочий и управления командой – всё это и многое другое востребовано как никогда. Закрывать глаза на очевидные изменения удаётся всё с большим трудом. Сделать первые шаги навстречу им – это наиболее рациональная позиция, особенно когда за спиной ощущается поддержка сильной компании.

Завершая разговор о грядущих изменениях и проявлении их тенденций в сегодняшнем дне, хотелось бы ещё раз остановиться на основной мысли: что бы ни готовила нам макроэкономика, какая бы ВТО не стремилась на наш рынок, только личная компетентность позволит нам оставаться профессионалами и встретить завтрашний день с уверенностью в собственном будущем и перспективах своей компании.

В условиях сложившейся актуальной экономической ситуации, когда все усилия компаний направлены на выживание компаний, всё же остаётся место для стратегических решений, к числу которых, безусловно, относится и подготовка к иным макроэкономическим изменениям, напрямую затрагивающих индивидуальный профессионализм.

Лифанова Светлана Сергеевна, в настоящее время занимаю должность директора по персоналу компании ТПКА Холодильные системы. Работаю в компании более 3-х лет. Образование: высшее психологическое. Интересы профессиональной деятельности сосредоточены на оптимизации систем мотивации и обучения персонала, участвую в разработке и внедрении ключевых бизнес-процессов компании на основе BSC/KPI.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться