11 жестоких истин об эмоциональном интеллекте, которые вы обязательно должны услышать

Заставьте эмоции работать на вас, а не против вас.

С тех пор, как концепция эмоционального интеллекта была представлена публике десятилетия назад, многими людьми эта идея стала восприниматься как тайный и едва уловимый ключ к успеху. Но вместе с ростом популярности этой концепции, росло и её непонимание.

Так что же в действительности представляет собой эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это способность человека определять эмоции (как свои собственные, так и других людей), понимать основные эффекты этих эмоций и использовать эту информацию для собственного сведения и контролирования поведения. Практическое развитие эмоционального интеллекта поможет вам достигнуть ваших целей и сделает вас более убедительными.

Вот 11 жестоких истин об эмоциях, которые позволят повысить ваш уровень эмоционального интеллекта:

1. Эмоциональный интеллект начинается с правильных вопросов

Правильные вопросы могут дать вам бесценное понимание той роли, которую эмоции играют в повседневной жизни.

Например, если вы испытываете разочарование на работе, вы можете задать следующие вопросы:

  • В чём кроется корень этой проблемы? В поручении начальника, в коллеге или в какой-то конкретной ситуации?
  • Имею ли я контроль над этим? Что я могу изменить, а что не могу?

2. Вы не можете контролировать свои чувства. Но вы можете контролировать свои реакции на эти чувства

Эмоции запускают в работу ваши инстинктивные  реакции основанные на химической активности в головном мозге, которую вы далеко не всегда можете самостоятельно контролировать.

Но вы можете контролировать то, какие действия вы предпринимаете в отношении этих чувств.

Например, давайте представим, что вы испытываете проблемы с управлением гневом. Первый шаг на пути к решению этой проблемы – узнать максимально точно, как гнев влияет на вас. Затем вам нужно разработать приемлемый метод для ответа на это чувство, фокусируясь на ваших мыслях и действиях.

Всё это не сможет избавить вас от чувства гнева. Но эти шаги позволят вам обезопасить себя от действий, которые навредят вам и окружающим людям.

3. Другие люди видят вас совсем иначе, чем вы видите себя

И речь здесь вовсе не о правильности и неправильности; ключевой момент здесь – понимание того, как различается восприятие разных людей, а также последствия этих различий. Однако многие люди продолжают не обращать своё внимание на эти нюансы.

Спрашивая наших близких, например, наших партнёров, коллег или близких друзей о взаимодействии между ними и нами, мы можем многое узнать об их точке зрения.

4. Сочувствие может значительно повысить ценность вашей работы

Способность связывать себя с чувствами других людей играет огромную роль в построении и укреплении прекрасных взаимоотношений.

Однако изучение окружающих вещей сквозь призму мнения другого человека приносит вам незамедлительную и ежедневную выгоду – вы начинаете лучше писать, делать более эффектные презентации, лучше справляетесь со своими обязанностями руководителя.

5. Это длительный процесс

Научные исследования смогли продемонстрировать, что изменение глубоко укоренённых поведенческих привычек требует постоянных и существенных усилий.

Как вы можете этого добиться? Вот семь методов, которые вы можете начать внедрять в свою практику прямо сегодня.

Привносить эти методы в свою жизнь не так уж и легко. Но целеустремлённость и усердная работа помогут сформировать вашу эмоциональную картину даже в отношении самых сильных эмоций.

6. Критика – это подарок

Никто не бывает всегда прав - вот почему критика помогает нам расти. К сожалению, эмоции зачастую не дают нам получить выгоду от негативной обратной связи.

Вместо того, чтобы тратить время и энергию на то, чтобы оценить, в насколько идеальной форме была подана эта критика, задайте себе следующие вопросы:

  • Как я могу использовать эту обратную связь, чтобы помочь мне и моей команде стать лучше?
  • Если отложить мои личные чувства в сторону, чему я могу научиться из альтернативной точки зрения?

Даже если негативная обратная связь не имеет под собой никаких оснований, она всё ещё может дать вам ценное понимание чужой точки зрения.

Разумеется, далеко не каждый человек обладает такой способностью. Именно поэтому…

7. Крайне важно заработать доверие, прежде чем критиковать

У всех людей проявляются определённые эмоциональные потребности, вроде всеобщей жажды в искреннем признании и похвале. Понимая это, хорошие руководители сперва фокусируются на позитиве (и потенциале) самих себя и своей команды. В дополнение к этому, узнавая больше о сложностях, которые испытывает ваша команда, о стиле её работы, вы начинаете не только смотреть на вещи с их точки зрения, но и зарабатываете доверия своих сотрудников.

Бывает очень сложно принять негативную обратную связь. Но, если ваша команда уверенна в том, что вы всегда их прикроете, они оценят ваши усилия сделать их лучше.

8. Помните, что «негативные» эмоции могут быть такими же полезными, как и «позитивные»

Когда мы счастливы, кофе становится вкуснее, а птицы поют мелодичнее… а ни одна задача не кажется нам невыполнимой.

Однако «негативные» эмоции (например, ярость, грусть, страх) могут заставить нас копнуть чуть глубже, лучше понять самих себя и разработать стратегию, которая улучшит сложившееся положение вещей.

9. Увеличение вашего эмоционального коэффициента – это не просто веселье и игры. Но иногда этот процесс может принимать такую форму

Исследователям удалось обнаружить, что наши любимые развлечения могут приводить к увеличению уровня эмоционального интеллекта.

Например, просмотр фильмов, прослушивание музыки и чтение правильным образом могут действительно помочь вам лучше понимать других людей и развить ваше сочувствие.

10. Эмоциональный интеллект и эмоциональный коэффициент – это не одно и то же

На сегодняшний день многие люди используют термины «эмоциональный коэффициент» и «эмоциональный интеллект» как взаимозаменяемые. Но это большая ошибка.

Эмоциональный коэффициент полезно использовать, как краткий термин, который описывает знания человека об эмоциях и о понимании того, как они работают. Это понятие можно расширить чуть дальше: точно так же, как мы обсуждаем высокие показатели спортсменов в баскетболе и футболе, тогда упоминание чужого эмоционального коэффициента становится проще для понимания.

Однако, следуя из самого определения, эмоциональный интеллект – это практический навык. И хотя человек может прекрасно понимать принципы, по которым эмоции работают в реальной жизни, применение этих знаний – это совершенно другая история. 

11. Эмоциональный интеллект может использоваться для недобрых намерений

Очень важно отдавать себе отчёт в том, что, как и любая другая способность, эмоциональный интеллект может быть использовать как этично, так и неэтично. Каждый день некоторые политики, ваши коллеги и даже предполагаемые друзья используют эмоции для манипуляции другими людьми.

Конечно же, это ещё одна причина, по которой вы должны начать работать над развитием своего эмоционального интеллекта – чтобы защитить себя.

Потому что, в конечном итоге, именно в этом и заключается эмоциональный интеллект: заставить эмоции работать на вас, а не против вас.

Justin Bariso, inc.com. Перевод: Артемий Кайдаш

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1