Об основных принципах мотивации персонала

Сегодня сложно переоценить значение мотивации персонала в процессе управления организацией. Понимание основный принципов побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации дает современному руководителю мощный инструмент управления предприятием. Нужно лишь правильно рассчитать «точки приложения силы» и последовательно внедрять разработанную систему в процесс управления коллективом.

В основе мотивации лежит стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и достижению ими как личных целей, так и цели всей организации. Правильно разработанная и успешно внедренная система мотивации приведет не только к увеличению производительности труда и, как следствие, увеличению прибыли компании, но и к удовлетворенности персонала своей работой.

Эффективное функционирование систем стимулирования возможно только при соблюдении руководителем ряда принципов:

-              установление четких целей и задач (сотрудник должен знать, что он должен достичь и какие задачи выполнить);

-              увязка целей и вознаграждения (работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы);

-              гласность и наличие обратной связи;

-              обеспечение мониторинга применения инструментов стимулирования в других компаниях;

-              выявление ожиданий работающих сотрудников (например, путем проведения анкетирования);

-              единство моральных и материальных методов стимулирования, их оптимальное сочетание;

-              учет личных качеств работников и индивидуальных потребностей при стимулировании (что хорошо одному, будет неинтересно и ненужно другому).

-              использование преимущественно положительных стимулов, так как преобладание стимулов отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе.

Рассмотрим инструменты стимулирования.

Основные виды мотивации:

 

Материальная денежная – назначение оклада, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная часть заработка – премии, комиссионные и пр.

Материальная неденежная – вознаграждение за заслуги, имеющие денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании).

Нематериальная – вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график).

Наиболее эффективной системой материальной денежной мотивации является внедрение системы KPI.

Key Performance Indicators — KPI (комплекс ключевых показателей деятельности).

Под KPI понимаются определенные показатели эффективности, которые отражают существенный аспект деятельности организации.

KPI выполняют следующие функции:

 

  • позволяют оценить работу каждого сотрудника компании;
  • мотивируют персонал на достижение результата;
  • способствуют повышению ответственности каждого сотрудника;

 

Преимущества внедрения системы мотивации на базе ключевых показателей эффективности:

  • увязка целей организации с мотивацией персонала;
  • эффективность работы сотрудников может быть измерена, в том числе в финансовых показателях;
  • с помощью данной системы можно стимулировать работников, имеющих разный мотивационный профиль, применяя материальные и нематериальные виды мотивации и их комбинации.

 

Материальная неденежная мотивация, как правило, представлена в виде социального (компенсационного) пакета, обычно включающего в себя:

-  Оплата питания (бесплатные обеды)

-  Предоставление и оплата мобильной связи

-  Ссуды и кредиты (в зависимости от стажа) на приобретение жилья, автомобиля.

-  Медицинская страховка.

-  Оплата обучения для повышения квалификации.

Как правило, состав компенсационного пакета формируется в соответствии с иерархической структурой компании.

Нематериальная мотивация ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих стимулов.

Нематериальное стимулирование может включать в себя:

-  Льготы, связанные с графиком работы

-  Общеорганизационные мероприятия

-  Нематериальные вознаграждения-признательности

-  Нематериальные вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника

-  Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места

-  Организационная культура и благоприятная атмосфера в коллективе

В заключении необходимо отметить, что разработка и внедрение системы мотивации персонала в соответствии с вышеизложенными принципами может дать эффект только если был составлен подробный мотивационный профиль сотрудников. Этот этап является фундаментом всей системы стимулирования персонала и если мотивирующие факторы каждого работника были выявлены в полной мере в индивидуальном порядке, вы сможете быть уверены в максимальной эффективности работы системы мотивации и повышении эффективности работы вашей организации.

 

Подробнее с этой и другими статьями можно познакомиться здесь: http://www.serenity-tc.ru/articles.html

виды мотивации персонала

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя Valeratal

Предлагаю автору подучить матчасть

ибо "вознаграждения, не имеющие денежного выражения" вполне себе материальны. А называются они все таки немонетарными.

Аватар пользователя Alex Chernoff

Спасибо за замечание. Согласен с ним по форме, и не согласен по сути.

Ваша цитата вырвана из контекста. Там чуть дальше, после двоеточия приводятся примеры именно нематериальной мотивации: признание статуса и заслуг (грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график).

Аватар пользователя Valeratal

Ок, скорректирую

вознаграждения, не имеющие денежного выражения: - называются немонетарными

В принципе это ясно и из самого определения