Сегодня сложно переоценить значение мотивации персонала в процессе управления организацией. Понимание основный принципов побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации дает современному руководителю мощный инструмент управления предприятием. Нужно лишь правильно рассчитать «точки приложения силы» и последовательно внедрять разработанную систему в процесс управления коллективом.
В основе мотивации лежит стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и достижению ими как личных целей, так и цели всей организации. Правильно разработанная и успешно внедренная система мотивации приведет не только к увеличению производительности труда и, как следствие, увеличению прибыли компании, но и к удовлетворенности персонала своей работой.
Эффективное функционирование систем стимулирования возможно только при соблюдении руководителем ряда принципов:
- установление четких целей и задач (сотрудник должен знать, что он должен достичь и какие задачи выполнить);
- увязка целей и вознаграждения (работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы);
- гласность и наличие обратной связи;
- обеспечение мониторинга применения инструментов стимулирования в других компаниях;
- выявление ожиданий работающих сотрудников (например, путем проведения анкетирования);
- единство моральных и материальных методов стимулирования, их оптимальное сочетание;
- учет личных качеств работников и индивидуальных потребностей при стимулировании (что хорошо одному, будет неинтересно и ненужно другому).
- использование преимущественно положительных стимулов, так как преобладание стимулов отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе.
Рассмотрим инструменты стимулирования.
Основные виды мотивации:
Материальная денежная – назначение оклада, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная часть заработка – премии, комиссионные и пр.
Материальная неденежная – вознаграждение за заслуги, имеющие денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании).
Нематериальная – вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график).
Наиболее эффективной системой материальной денежной мотивации является внедрение системы KPI.
Key Performance Indicators — KPI (комплекс ключевых показателей деятельности).
Под KPI понимаются определенные показатели эффективности, которые отражают существенный аспект деятельности организации.
KPI выполняют следующие функции:
- позволяют оценить работу каждого сотрудника компании;
- мотивируют персонал на достижение результата;
- способствуют повышению ответственности каждого сотрудника;
Преимущества внедрения системы мотивации на базе ключевых показателей эффективности:
- увязка целей организации с мотивацией персонала;
- эффективность работы сотрудников может быть измерена, в том числе в финансовых показателях;
- с помощью данной системы можно стимулировать работников, имеющих разный мотивационный профиль, применяя материальные и нематериальные виды мотивации и их комбинации.
Материальная неденежная мотивация, как правило, представлена в виде социального (компенсационного) пакета, обычно включающего в себя:
- Оплата питания (бесплатные обеды)
- Предоставление и оплата мобильной связи
- Ссуды и кредиты (в зависимости от стажа) на приобретение жилья, автомобиля.
- Медицинская страховка.
- Оплата обучения для повышения квалификации.
Как правило, состав компенсационного пакета формируется в соответствии с иерархической структурой компании.
Нематериальная мотивация ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих стимулов.
Нематериальное стимулирование может включать в себя:
- Льготы, связанные с графиком работы
- Общеорганизационные мероприятия
- Нематериальные вознаграждения-признательности
- Нематериальные вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника
- Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места
- Организационная культура и благоприятная атмосфера в коллективе
В заключении необходимо отметить, что разработка и внедрение системы мотивации персонала в соответствии с вышеизложенными принципами может дать эффект только если был составлен подробный мотивационный профиль сотрудников. Этот этап является фундаментом всей системы стимулирования персонала и если мотивирующие факторы каждого работника были выявлены в полной мере в индивидуальном порядке, вы сможете быть уверены в максимальной эффективности работы системы мотивации и повышении эффективности работы вашей организации.
Подробнее с этой и другими статьями можно познакомиться здесь: http://www.serenity-tc.ru/articles.html
Поделиться
Предлагаю автору подучить матчасть
ибо "вознаграждения, не имеющие денежного выражения" вполне себе материальны. А называются они все таки немонетарными.
Спасибо за замечание. Согласен с ним по форме, и не согласен по сути.
Ваша цитата вырвана из контекста. Там чуть дальше, после двоеточия приводятся примеры именно нематериальной мотивации: признание статуса и заслуг (грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график).
Ок, скорректирую
вознаграждения, не имеющие денежного выражения: - называются немонетарными
В принципе это ясно и из самого определения