Лидер: панацея для бизнеса или хайп

Страсти по лидерству

Тема лидерства – одна из самых популярных тем, будоражащих умы многих начальников, мечтающих стать настоящими лидерами. Считается, что только настоящий лидер способен привести бизнес к успеху.  Однако гуру менеджмента Питер Друкер (Peter Ferdinand Drucker) в одном из своих интервью опровергнул страсти по лидерству:  «Скажем прямо, я не верю в лидеров. Вся эта шумиха вокруг лидеров — опасная ерунда. Это пустословие. Забудьте об этом».

Стоит отметить, что и сам образ лидера воспринимается неоднозначно.

В общепринятом понимании лидер – это пассионарий, трудоголик, «генерал на боевом коне», уверенный в себе, энергичный, харизматичный, быстро принимающий решения, знает всё лучше всех.

А кем же тогда считать скромного, флегматичного Стива Джобса? Разве он не был интеллектуальным лидером? Его творение даже после смерти создателя сохранило технологическое первенство.

Современные ожидания от лидера: эмпатия, гибкость, экологичность, открытость, честность, порядочность, умение убеждать и вести за собой еще больше  усложнили понимание того, каким должен быть лидер.

Так кто же такой лидер и способен ли он привести бизнес к успеху? Является лидер панацей для бизнеса или это просто хайп? Попробуем разобраться.

Кто такой лидер?

Слово Лидер  происходит от англ. Leader – «ведущий, идущий впереди».

Лидер должен всегда быть впереди и этого достаточно? На мой взгляд,  важно не только то, что лидер идёт впереди, а важно, сколько людей идут  за лидером, есть ли у лидера последователи.

Очень точно по этому поводу высказался Дэвид Майстер: «Повести за собой профессионалов непросто. Прежде чем они признают нового лидера (не говоря уже о том, чтобы такой лидер добился успеха), действующие самостоятельно профессионалы должны согласиться поддаться влиянию со стороны такого человека»[1].

Получается, что  лидер – это тот, за кем люди следуют  добровольно.

 А за кем люди готовы идти добровольно?

Леонид Кроль так описывает лидерство: «В российском культурном багаже больше образов, связанных, во-первых, с агрессией,  энергией, первенством, жестокостью, авторитарностью лидера, а во-вторых - с его рациональностью, технократичностью, бесстрастием («лидер не поддается эмоциям»)[2].

Кто идёт за лидером?

Все люди разные. И всем нужны разные лидеры.

Одни пойдут за харизмой и энергией, другие за теплотой и заботой, третьи за эмпатией и  сопереживанием, четвертые за  властью  и ресурсами ...

Попробуем разобраться с этим, используя типологическую модель Владимира Исаковича Герчикова[3].

Рассмотрим, какой тип лидерства будет востребован каждым мотивационным типом.

Отмечу, что в данной статье не ставится цель подробно разобрать суть типологической теории, поэтому характеристики мотивационных типов даны с некоторой долей упрощения. Безусловно, теория В.И. Герчикова заслуживает глубокого, а не поверхностного рассмотрения, что не позволяет сделать формат данной статьи.

Рис. 1. 

В типологической модели «чистых мотивационных типов» не существует. Кроме того,  каждом человеке так много всего намешано  помимо мотивационных типов. Поэтому требования к лидеру будут корректироваться в зависимости от преобладания тех или иных характерных признаков личности. Но в целом картина ясна – идеального лидера для всех не существует.  

Влияет ли на лидерство окружающая ситуация?

На ожидания от лидера влияют и рыночные условия, в которых находится бизнес. Рассмотрим, как должен поступить лидер с каждым мотивационным типом, чтобы продолжать вести за собой и удержать лидерские позиции в различных ситуациях.

Ситуация первая

Кризис, форс-мажор, неопределённость, паника.

Рис. 2. 

Ситуация вторая

Стабильность, предсказуемость, спокойствие

Рис.3.

Ситуация третья

Развитие, новые возможности, перемены

Рис.4.

Как видим, изменения в рыночной среде и стоящие перед бизнесом задачи тоже влияют на действия лидера. Лидер должен реагировать на все происходящие изменения, чтобы продолжать вести за собой разных людей и выполнять поставленные перед бизнесом цели. Сохранить своё влияние лидер сможет только при дифференцированном подходе к каждому типу личности. Быть лидером для всех – не получится.

Формула успешного лидера

Для тех читателей, которые предпочитают конкретные решения и формулы успеха, предлагаю осмыслить четыре важных качества лидера. Полагаю, что эти качества могут лидировать в любых ситуациях.

Четыре важных качества, которые необходимы в любые времена:

  • Сила
  • Жизнестойкость
  • Гибкость
  • Чувствительность

Рассмотрим, чем наполнены эти качества.

Рис. 5. 

Формула успешного лидера не позволит стать идеалом. Да это и не нужно.

Гуру менеджмента Ицхак Калдерон Адизес в своей книге о развитии лидеров [1] убеждает нас в том, что идеальных лидеров  не существует. Не стоит пытаться стать совершенством, это невозможно. Гораздо продуктивнее развивать в себе свои сильные качества, а также помнить, что хорошего лидером для всех стать  невозможно. А вот развить в себе управленческие качества, для того, чтобы сохранять влияние в разных ситуациях возможно.

Наталья Гаршина, директор по организационному развитию ГК Русконсалт

 

[1] Адизес И. "Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей"

[1] Д. Майстер «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги»

[2] Л. Кроль «Лидер наизнанку»

[3] Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 1) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2, с. 53-62

Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 2) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 3, с. 2-6

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться