Тест Берна
Ф. И. О. оцениваемого | ____________________________________________ |
Возраст (полных лет) |
____________________________________________ |
Должность |
____________________________________________ |
Подразделение |
____________________________________________ |
Дата заполнения |
____________________________________________ |
Инструкция
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в Вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
Тестовое задание
№ | Утверждение | Оценка |
1 | Мне порой не хватает выдержки | |
2 | Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять | |
3 | Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей | |
4 | Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях | |
5 | Меня провести нелегко | |
6 | Мне бы понравилось быть воспитателем | |
7 | Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому | |
8 | Думаю, что правильно понимаю все происходящие события | |
9 | Каждый должен выполнять свой долг | |
10 | Нередко я поступаю не как надо, а как хочется | |
11 | Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия | |
12 | Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить | |
13 | Я, как и многие люди, бываю обидчив | |
14 | Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе | |
15 | Дети должны безусловно следовать указаниям родителей | |
16 | Я – увлекающийся человек | |
17 | Мой основной критерий оценки человека – объективность | |
18 | Мои взгляды непоколебимы | |
19 | Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать | |
20 | Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны | |
21 | Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств |
Спасибо за ответы!
Ключ к тесту для определения ролевых позиций в межличностных отношениях Берна
Описание
Тест Берна предназначен для определения ролевых позиций в межличностных отношениях.
Теория транзактного анализа Э. Берна исходит из того, что транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я».
В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.
Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.
Ключ к тесту
I (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Интерпретация результата
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.
Родительское (Родитель – Р) состояние «Я» подразделяется на заботливое родительское состояние «Я», критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый – В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «'острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или (и) противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».
Признаки актуализации различных эго-состояний
1. Эго-состояние «ребенок».
Вербальные признаки:
а) восклицания: «вот те на!», «фу ты!», «Боже!», «черт возьми!»;
б) слова эгоцентрического круга: «хочу», «не могу», «а мне какое дело», «не знаю и знать не желаю» и т. д.;
в) обращение к другим: «помоги мне», «ты меня не любишь», «ты будешь жалеть»;
г) самоуничижительные выражения: «я дурак», «у меня ничего не выходит» и т. д.
Обращение «Вы – ты» и «ты – ты».
Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т. д.
2. Эго-состояние «взрослый».
Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: «таким образом», «вероятно», «относительно», «сравнительно», «целесообразно», «альтернатива», «по моему мнению», «насколько возможно», «давай рассмотрим причины» и т. д.
Обращение «Вы – Вы» и «ты – ты».
Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано; естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
3. Эго-состояние «родитель».
Вербальные признаки – слова и выражения типа:
а) «должен», «нельзя», «никогда», «обязан», «потому что я так сказал», «не задавай вопросов», «что люди подумают (скажут)»;
б) оценочные суждения: «упрямый», «глупый», «ничтожный», «бедняга», «умница», «превосходный», «способный».
Обращение «ты – Вы» (со мной обращаются на «Вы», я обращаюсь на «ты»).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т. д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Сочетания эго-состояний
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».
Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно, излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I, или Д-состояние («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Поделиться