Тест Берна. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях

Когда понадобится: для определения ролевых позиций в межличностных отношениях.

Тест Берна

Ф. И. О. оцениваемого ____________________________________________
Возраст (полных лет)

____________________________________________

Должность

____________________________________________

Подразделение

____________________________________________

Дата заполнения

____________________________________________

 

Инструкция

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в Вашем поведении. Для этого оцените  приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

Тестовое задание

Утверждение Оценка
1 Мне порой не хватает выдержки  
2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять  
3 Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей  
4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях  
5 Меня провести нелегко  
6 Мне бы понравилось быть воспитателем  
7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому  
8 Думаю, что правильно понимаю все происходящие события  
9 Каждый должен выполнять свой долг  
10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется  
11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия  
12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить  
13 Я, как и многие люди, бываю обидчив  
14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе  
15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей  
16 Я – увлекающийся человек  
17 Мой основной критерий оценки человека – объективность  
18 Мои взгляды непоколебимы  
19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать  
20 Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны  
21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств  

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту для определения ролевых позиций в межличностных отношениях Берна

Описание

Тест Берна предназначен для определения ролевых позиций в межличностных отношениях.

Теория транзактного анализа Э. Берна исходит из того, что транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я».

В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Ключ к тесту

I (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпретация результата

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.

Родительское (Родитель – Р) состояние «Я» подразделяется на заботливое родительское состояние «Я», критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый – В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «'острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или (и) противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».

Признаки актуализации различных эго-состояний

1. Эго-состояние «ребенок».

Вербальные признаки:

а) восклицания: «вот те на!», «фу ты!», «Боже!», «черт возьми!»;

б) слова эгоцентрического круга: «хочу», «не могу», «а мне какое дело», «не знаю и знать не желаю» и т. д.;

в) обращение к другим: «помоги мне», «ты меня не любишь», «ты будешь жалеть»;

г) самоуничижительные выражения: «я дурак», «у меня ничего не выходит» и т. д.

Обращение «Вы – ты» и «ты – ты».

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т. д.

2. Эго-состояние «взрослый».

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: «таким образом», «вероятно», «относительно», «сравнительно», «целесообразно», «альтернатива», «по моему мнению», «насколько возможно», «давай рассмотрим причины» и т. д.

Обращение «Вы – Вы» и «ты – ты».

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано; естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Эго-состояние «родитель».

Вербальные признаки – слова и выражения типа:

а) «должен», «нельзя», «никогда», «обязан», «потому что я так сказал», «не задавай вопросов», «что люди подумают (скажут)»;

б) оценочные суждения: «упрямый», «глупый», «ничтожный», «бедняга», «умница», «превосходный», «способный».

Обращение «ты – Вы» (со мной обращаются на «Вы», я обращаюсь на «ты»).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т. д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Сочетания эго-состояний

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».

Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно, излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I, или Д-состояние («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Рубрика: 
Ключевые слова: