Краткая история системы 5S

 

В Японии системный подход к организации, наведению порядка и
уборке рабочего места возник в послевоенный период, точнее, к середине 50-х
годов ХХ века. В то время японские предприятия были вынуждены работать в
условиях дефицита ресурсов. Поэтому они разработали для своего производства
метод, при котором учитывалось все и не было места никаким потерям.

Первоначально в японской системе было только 4 действия.
Слова, обозначающие эти действия, в японском языке начинаются с буквы «с»:

Seiri (整理) – Sorting –
сортировка.

Seiton (整頓) –
Straighten or Set in Order – рациональное расположение.

Seiso (清掃) – Sweeping
– уборка.

Seiketsu (清潔) –
Standardizing – стандартизация работ.

Позже добавилось пятое действие, его назвали Shitsuke (躾) – Sustaining – поддержание достигнутого и совершенствование,
и оно завершило цепочку элементов, которые теперь известны как 5S.

 

 

Сейчас система 5S обладает фундаментальной мощью для того,
чтобы изменять рабочие места и вовлекать в процесс улучшений всех работников.

Система 5S, или «пять шагов для поддержания порядка», были
разработаны в производственной системе фирмы Тойота.

Стандартизация, 5S (поддержание порядка) и устранение
потерь— три столпа японской концепции кайзен в основанном на здравом смысле и
малозатратном подходе к совершенствованию. Кайзен в любой компании —
производственной или сервисной — начинается с реализации этих трех действий:
стандартизации, 5S и устранения потерь.

Эти действия не требуют применения новых управленческих
технологий и теорий. Следовательно, они не привлекают внимания руководителей,
которые привыкли ориентироваться на новейшие достижения. Однако, как только они
понимают, что подразумевается под этими тремя «столпами», их начинает прельщать
перспектива получения огромных выгод, которые эти действия могут принести.

Пять шагов для поддержания порядка, обозначенные японскими
терминами, заключаются в следующем:

1. Сейри (Seiri): Осознать, что для производства
обязательно, а что излишне, и отказаться от последнего.

2. Сейтон (Seiton): Упорядочить все предметы, которые
остались после осуществления сейри.

3. Сейсо (Seiso): Содержать в чистоте станки и
производственную среду.

4. Сейкецу (Seiketsu): Распространить концепцию чистоты на
самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.

5. Сицуке (Sitsuke): Воспитать самодисциплину и выработать
привычку участия в 5S с помощью стандартов.

Есть пять способов оценки уровня 5S на каждой стадии.

1. Самооценка.

2. Оценка эксперта-консультанта.

3. Оценка руководства.

4. Комбинация вышеупомянутых способов.

5. Соревнование среди групп работников.

Для кайзен сам процесс важен не меньше, чем результат. Чтобы
вовлекать людей в продолжение их кайзен-усилий, руководство организации должно
тщательно спланировать, организовать и выполнять проект. Зачастую менеджеры
хотят увидеть результаты слишком быстро и упускают жизненно важные процессы. На
деле 5S — это не блажь, не прихоть на один месяц, а элемент повседневной жизни.
Поэтому любой проект кайзен должен включать следующие действия.

Поскольку кайзен учитывает сопротивление людей переменам,
первый шаг должен их внутренне подготовить, прежде чем начнется соответствующая
кампания. Предваряя усилия по внедрению 5S, надо выделить определенное время на
обсуждение этой философии и выгод от ее внедрения:

создание чистой, в том числе с точки зрения санитарных условий,
при­ятной и безопасной производственной среды;

оживление рабочих мест и значительное улучшение морали и
мотивации людей;

устранение различных видов потерь с помощью минимизации
потребнос­ти в поиске инструментов, облегчения работы операторов, сокращения
тяжелого физического труда и высвобождения пространства.

Большая польза от 5S проявляется в рамках всей компании:

помощь людям в воспитании самодисциплины; такие сотрудники
всегда вовлечены в 5S, у них положительный интерес к кайзен, и можно быть уверенными
в том, что они придерживаются требований стандартов;

выявление многих видов потерь; признание проблем — первый
шаг в устранении потерь;

избавление от потерь улучшает процесс 5S;

точное определение несоответствий, таких как брак и излишние
запасы;

сокращение лишних движений, например ходьбы и бесполезной
тру­доемкой работы;

визуальная идентификация и последующее разрешение проблем,
связан­ных с нехваткой материалов, разбалансированностью линии, поломками
станков и задержками поставок;

простые решения существенных логистических проблем;

визуализация проблем качества;

повышение эффективности работы и сокращение затрат на
операции;

сокращение числа несчастных случаев на производстве за счет
устране­ния проблем из-за скользких полов, грязи на участке, неудобной одежды и
работы в небезопасных условиях.

Сейсо, в частности, увеличивает надежность станков и
механизмов, высвобождая, таким образом, рабочее время инженеров по обслуживанию
для того, чтобы заняться тем оборудованием, которое склонно к внезапным
поломкам. В результате эти специалисты могут сконцентрироваться на более
существенных проблемах, например на профилактическом и
планово-предупредительном уходе, на создании (при сотрудничестве с отделами
проектирования) оборудования, не требующего обслуживания.

Только осмыслив вышеперечисленные выгоды и удостоверившись в
том, что люди понимают их, менеджмент может продвигать дальше проект Кайзен.

 

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий