Корпоративное обучение творческим специальностям

 

Проблемы использования и выбора методов генерации идей

Творческая активность сегодня является одним из важнейших качеств работника, которое позволяет заявить о себе, выделиться, и в то же время повысить эффективность работы. Сегодня существует достаточно много тестов, которые оценивают креативность работников[3], но более важное значение будет иметь обучение персонала методам управления творчеством (синектика, теория решения изобретательских задач), что позволяет наращивать творческий потенциал и добиваться лучших результатов. В то же время креативность персонала в ходе реализации функциональных обязанностей превращается в  интеллектуальный капитал организации, и в  настоящее время он является одним из определяющих факторов развития  во всем мире, влияя на развитие «новой экономики». 

Соответственно, игнорирование творчества и креативности персонала фактически означает игнорирование  важного фактора конкурентоспособности, свидетельствует о неэффективности построения управленческих отношений, отказе от использования собственных источников развития, недостаточной подготовки менеджеров, неправильно организованных отношениях между участниками трудовых отношений. 

Творчество и креативность стали рассматриваться как способ расширения возможностей человека, элемент развития, воспитания, способность создавать новые понятия и формировать новые навыки. Можно выделить три направления:  развитие креативности персонала,  диагностика креативности, разработка систем мотивации, нацеленных на достижение результата.

Каждое их этих направлений позволяет достичь своих целей:

1)Развитие креативности персонала —  возможность генерации новых идей, улучшение общения, кооперации персонала при решении общих проблем.

2)Диагностика креативности — разработка методов, выявляющих креативные свойства личности, оценка психологических качеств.

3)Разработка систем мотивации — разработка приемов, как стимулировать качества творческой личности, использовать внутриорганизационный маркетинг, чтобы стимулировать персонал проявлять творчество.

Методы генерации идей  и принципы их использования основываются на рациональном (основанном на накопленном опыте)  и идеалистическом (основанном на идеях, появившихся спонтанно) подходах.

Кроме этого, классифицировать  методы  можно следующим образом[1]:

1. Методы, в которых ведущая роль принадлежит коллективным формам творческой работы. Эти методы основаны на предпосылках о том, что коллективное мышление, организованное по определенным правилам, в условиях благоприятного  психологического климата оказывается значительно эффективнее, чем сумма индивидуальных мышлений. Указанное свойство используется в методах мозгового штурма, конференции идей, коллективного блокнота, синектики.

2. Методы, основанные на системном анализе комплексных решений, упорядочении признаков частных решений. К таким методам относятся модификации морфологического анализа и синтеза, методы упорядоченных признаков и десятичных матриц поиска.

3. Методы, в которых главное место отводится ассоциативному мышлению, использованию аналогий, метафор и семантических свойств понятий. Это методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций.

4. Методы, в которых подсказывается способ разрешения противоречий с помощью эвристических приемов: алгоритм решения изобретательских задач и библиотека эвристических приемов [1].

В использовании методов генерации идей можно отметить ряд этапов: постепенно увеличиваются масштабы их применения — от использования  отдельными личностями  до  наращивания интеллектуального капитала организации с помощью регулярных треннингов.

Сегодня прослеживается постепенное наращивание сложности задач,  модификация методов под конкретные задачи, активно используются психотехники, направленные на синтез необычных решений, создаются программы для ЭВМ, позволяющие комбинировать приемы.

В настоящее время существуют определенные противоречия между двумя направлениями: сторонники инсайта  уверенны в том, что их подход обеспечивает «большую» оригинальность и эффективность, которую не смогут обеспечить методы, основанные на логике, поскольку в ней заложены своеобразные шаблоны мышления, а сторонники алгоритмизированного подхода настаивают  на том, что при инсайте фактически отсутствует управление мышлением, нет устойчивой вероятности нахождения решения, а проверить правильность решения можно только на практике.

Сегодня происходит активная коммерциализация этой сферы, поскольку существует определенный спрос на обучение, литературу, тренинги,  при этом наблюдается ряд негативных свойств: обещание скорого и легкого результата, кажущаяся универсальность методов, навязчивая реклама.

Наибольшей проблемой становится реализация креативности в рамках компетенций персонала и их внедрение в бизнес-процессы, что представляется гораздо более трудным, чем организация процедуры генерации идей. В данном случае креативность сотрудников сталкивается с рутинными процессами, что тормозит их стремление реализовать себя и в тоже время приводит к проверке на прочность предлагаемых идей.

Применяемые методы генерации идей должны быть постепенно интегрированы в деятельность организации с помощью реализации ряда мероприятий: стимулирование самовыражения сотрудников, проведение тренингов и деловых игр, анализ кейсов (проблемных ситуаций), использование списка контрольных вопросов, разработки сценариев развития. Кроме того, методы должны соответствовать таким критериям, как возможность самостоятельного применения персоналом (на разных уровнях иерархии), применимость к конкретной задаче, использование их как рабочего приема, создание креативного климата в организации.

 

Цыганкова В.Н. Проблемы использования и выбора методов генерации идей // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции "Проблемы развития инновационно-креативной экономики" . 

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий