Создание слаженной рабочей команды, способной приносить компании максимальную прибыль – это непростая задача. Повысить эффективность работы разных по характеру, возрасту, способу мышления людей, превратить их в настоящий сплоченный коллектив поможет специальное обучение. Скучно звучит? Будет не скучно, если превратить образовательный процесс в увлекательную командную игру. Мы все с детства любим играть. Игра приносит удовольствие, создает кураж, возбуждает стремление к победе. Тем самым она мотивирует человека на раскрытие своих возможностей, на получение новых знаний.
Истоки геймификации
Элементы игры применялись в деловой жизни людей еще в древние времена. Конечно, это были примитивные действия, связанные с поощрениями за работу и услуги. Техники мотивации и стимуляции сохранялись и накапливались на протяжении всей истории.
В сфере образования и бизнесе геймификация впервые была применена в 80-х годах прошлого века как компьютерная игра. В ту пору начался мировой игровой электронный бум. Американские ученые Томас Мэлоун и Марк Леппер провели исследования над теми факторами, которые в играх мотивируют людей критически мыслить и принимать правильные решения. Они пришли к выводу, что интерес игроков держится на балансе таких движущих сил: вызов, фантазия, любопытство и контроль. В результате исследований был создан ряд компьютерных программ, позволяющих совмещать учебу и игру. Термин же «геймификация» появился в 2002 году. Его применил разработчик из Британии Н. Пеллинг, впервые внедривший игровые технологии в управленческие программы.
Геймификация в получении образования и в других сферах человеческой деятельности
Игра присутствует в жизни человека с самого раннего детства. Как развить ребенка, который еще не умеет ни ходить, ни говорить? Поиграть с ним, поощрить и наградить за достижения. Ребенок легко запоминает различные действия на фоне положительных эмоций.
Включение элементов игры в школьную программу дает отличные результаты. Игра вовлекает, стимулирует, возбуждает интерес к предмету, раскрывает природой заложенные таланты, закаляет волю к победе. Она позволяет добиться лучших результатов без особого напряжения и тяжелых усилий.
Интересно, что игровой процесс не теряет своих свойств и для взрослых людей.
Обучение с помощью игр стимулирует человека на различные действия, поднимает эмоциональную вовлеченность в процесс.
Именно поэтому геймификация охватила множество сфер человеческой деятельности: от контроля над вооружением до космических исследований. Она используется в медицине, например, помогает пациентам правильно соблюдать назначения врача и быстрее выздоравливать. Также геймификацию применяют в научных исследованиях, производственных процессах и даже в политике. Стало очень популярным с помощью различных игровых техник повышать уровень продаж. Тесты, викторины, прохождение уровней, призы и скидки за достижения гарантированно привлекают клиентов.
Не теряет своей роли геймификация и в образовании. Умный руководитель для обучения своих сотрудников тонкостям профессии и командному духу всегда найдет специалистов, которые сделает это профессионально, интересно, с применением игровых программ. Их, к примеру, может предоставить одна из популярных в России и за рубежом тренинговая компания ManGO! Games.
Геймификация помогает развивать сотрудников, укреплять команды и достигать результатов, используя лучшие образовательные технологии.
Обучение взрослых
Корпоративные игры для сотрудников для командного духа с каждым годом становятся все более и более актуальными. Это происходит за счет сложившихся в современном обществе факторов.
- Постоянное развитие и совершенствование технических и программных средств.
- Необходимость сделать процесс обучения более результативным и при этом увлекательным и интересным.
- Возрастание потребности в специалистах, обладающих универсальными мягкими навыками (soft skills), таких как, коммуникабельность, креативность, уравновешенность, умение работать в команде.
Вовлечение взрослых людей в процесс обучения, и, возможно, в длительный – непростая задача. Ведь на первом месте, все же, у них стоит работа, семья, отдых, хобби. При обучении надо дать человеку не только знания, но и определенный опыт. Важно создать все условия для его применения и проверки приобретенных навыков. Это даст специалисту уверенность в том, что потраченные на обучение время и средства окупятся многократно.
В появлении у личности устойчивого желания учиться геймификация играет важную роль.
Структура геймификации
Процесс использования игровых практик в обучении включает следующие этапы:
- Накопление новых знаний и совершенствование их в совокупности с уже имеющимися навыками.
- Применение знаний на практике. Накопление опыта.
- Оценка результатов, выдача наград.
- Присвоение нового статуса.
Важной особенностью геймификации является имеющаяся у участника возможность совершать ошибки. В игре это не так страшно, как в реальной жизни. Накопленный в процессе игры положительный и отрицательный опыт в дальнейшем поможет специалисту избежать неточностей в работе. Он сможет легко применить все свои знания в нужное время и в нужной ситуации.
Командообразующие игры для коллектива включают в себя определенные элементы.
- Деление всего объема получаемых знаний на порции – уровни. Информация о пройденных уровнях отображается в общей ленте. Это помогает поддерживать соревновательную атмосферу. Укрепляет командный дух, стимулирует к оказанию помощи отстающему участнику
- Открытие доступа к новой порции знаний осуществляется только после прохождения предыдущего уровня и закрепления полученных на этом этапе знаний.
- Система начисления баллов и определение победителей. Это должно быть прозрачным для всех участников. Принцип оценки необходимо пояснить в самом начале процесса. Изменение правил в процессе командообразующей игры отрицательно сказывается на результатах.
- Получение наград, возможность наблюдать их визуально. Это могут быть медали, баллы, бейджики, отметки на графиках, диаграммах и другое. Наградой может также стать сертификат на дальнейшее обучение, посещение тематического мероприятия и другое.
- Соревновательный дух игры. Это важно для мотивации и для открытия внутренних ресурсов участников.
- Реализация механизма взаимодействия и взаимопомощи внутри команды. Это хорошо способствует развитию коммуникабельности и быстрой реакции на изменившиеся обстоятельства.
- Задания, для выполнения которых необходимо синтезировать ранее полученные знания. Укрепляют полученные знания.
- Предоставление возможностей для самовыражения. По итогам игры участник может стать помощником наставника или экспертом по изученной теме.
- Добровольность. Участие в образовательных играх для команд не должно сопрягаться ни с каким насилием. Компания может самостоятельно проводить мероприятия по повышению уровня работы своих сотрудников, может воспользоваться демоверсиями корпоративных командных игр, чтобы проанализировать реакцию участников, их желание самосовершенствоваться.
- Практикоориентированность. Игра должна быть реализована ради достижения целей, а не для получения удовлетворения исключительно от процесса.
- Минимизация рисков. Игра должна быть максимально приближена к реальной жизни, к механизмам конкретного бизнеса. Нельзя позволять участникам искусственно изменять условия, меняться местами. Чтобы выиграть, надо искать возможные пути для реализации целей.
Будущее рынка геймификации
Мировой рынок производства и внедрения командообразующих игр для коллективов постоянно развивается и расширяется. В следующем 2025 году по прогнозам Axon Park его объем превысит 30 миллиардов долларов. При этом его годовой прирост составит 27,4 %. Корпоративные игры для сотрудников составят 90% в общем объеме рынка. Тенденция перехода от офлайн игр к цифровым решениям будет существенно увеличена.
Компаниям, желающим держать руку на пульсе и быть успешными в реализации своего бизнеса, невозможно будет игнорировать организацию образовательного процесса для своих сотрудников.
Поэтому уже сейчас стоит подумать о командообразующих играх, найти компетентных специалистов в этой области, имеющих богатый опыт в реализации подобных проектов. Ознакомиться с их программами и отзывами клиентов, быстро найти решение поставленной задачи.
Поделиться