Корпоративная культура, как проявление ценностной организации компании. Часть 2

Итак, в основе культуры всегда лежат ценности. Давайте рассмотрим, какие они бывают.

Продолжение, первая часть.

«Луковица» ценностей – это то, на что организация может повлиять в ценностной луковице сотрудника. Ценности, убеждения  и бессознательные стратегии находятся у нас «на разной глубине» - некоторые из них осознаваемы в большей степени, чем другие. Некоторые более поддаются влиянию, чем остальные. Мы помним, что ценности – это основные стереотипы, которые с рождения сопровождают нас.

Человек не может жить без убеждений, они помогают ему быстро принимать решения. Другое дело, что люди биологического цикла никогда не подвергают сомнению  свои модели поведения и образ жизни. Человек психического цикла, а лидеры находятся именно в этой группе, постоянно пересматривает свои убеждения с целью их приоритезации для максимально эффективной реализации проекта. Компания – единый живой организм, поэтому мы можем провести такую же аналогию с ее стереотипами и моделями поведения.

Итак:

  1. Ценности организации
  2. Профессиональные ценности
  3. Этнические (социокультурные) ценности
  4. Религиозные ценности
  5. Стереотипы полов (мужчина-женщина)

 

Рассмотрим же более подробно. На поверхности лежат декларируемые ценности организации. Под  ними лежат так называемые профессиональные ценности, своеобразные кастовые убеждения профессионалов. Человек может не быть лояльным к своей компании, но он всегда будет убежденным сторонником норм поведения профессионалов в своей среде. Касты профессионалов всегда с подозрением относятся к противоположным профессиям и отрицают другие ценности. Среди профессионалов проявляется серьезная конкуренция за лидерство мнений, особенно хорошо это видно в компаниях, где бизнес завязан на профессиях: образовательный, медицинский, журналистский. В СССР самой лелеемой частью общества была каста технарей. И до сих пор их убеждение, что – оборудование сможет решить все проблемы организации, главенствует в отрасли ЖКХ.

Следующими идут этнические (социокультурные) ценности – так идентифицируется национальная принадлежность. Те из вас, кто работал на представителей других наций, хорошо понимают проблемы, которые возникают при взаимодействии разных этносов. В учебниках их называют «транскультурные различия». Характерные особенности народов и этносов хорошо отражены в анекдотах.

Когда же дело касается реальной жизни, яркой иллюстрацией могут быть материалы из книги «Культурный код»: то, как представители разных культур относятся к важным составляющим жизни, определяет их культурный код. Если вы не попадаете в код – вас не поймут, и уж точно, с вами не будут иметь серьезных дел.

Вот некоторые цитаты:

Клотер Рапай (глава «Работать, чтобы жить»): «В некоторых культурах люди не столь одержимы идеей работы. Этот подход до сих пор присутствует во французской культуре и приводит к тому, что безработные порой получают больше, чем многие работники сферы услуг. Одна из самых популярных книг во Франции — «Bonjour Paresse», что в переводе звучит как «Здравствуй лень». Многие мои друзья-европейцы просто недоумевают, почему я до сих пор тружусь не покладая рук, хотя давно уже заработал себе на безбедное существование до конца жизни. У них в голове не укладывается, что можно работать просто для удовольствия. В Европе люди проводят в отпусках по шесть недель в году. В Америке же нормой считаются две недели, а многие годами не ходят в отпуск, так как строят карьеру, или же и в отпуске продолжают работать. Такое отношение к труду характерно для нашей культуры с самого момента ее зарождения. Когда отцы-основатели высадились на этих берегах и увидели дикие земли, первой мыслью было не «Давайте выпьем чаю!», а «Давайте-ка за работу!». Предстояло создавать Новый Свет, а само собой подобное не делается. Города нужно было строить, а Запад — открывать. Ставился дерзкий политический эксперимент, и времени на отдых не было. Мы и теперь думаем что время отдыха еще не пришло Рабочий день американцев длиннее чем в любой другой культуре.»

Именно из-за разницы в этнических ценностях в США в 80-е провалилась японская концепция качества Кайдзен: для американца качество – это то, что «работает и не ломается». Для японца – естественно извлекать из предмета все, что можно. Поэтому его отношение к качеству – «совершенство». Американцам не нужны совершенные машины  - ведь тогда их нельзя будет сменить через 2 года под предлогом, что автомобиль плохо работает! Все, что в противоречии культурному этническому коду – обречено. То же ожидает любые идеи, противоречащие этническим кодам: Нестле в свое время пыталась переубедить японцев поменять чай на кофе. Провал продемонстрировал –  если вы хотите, чтобы идея работала – адаптируйте ее к этническим ценностям. С ними не шутят.

А теперь берем книжечку наших пословиц и поговорок:

«Моя хата с краю – ничего не знаю». Как вы думаете, к чему приводит такая ценность? Верно, она свидетельствует о разобщенности и низком уровне доверия в этносе. А к чему это приводит в бизнесе?

Мы приближаемся к сердцевидке «Луковицы ценностей» - религиозные ценности – оплот и основа идеологии общества и основ цивилизации. Все основные войны сильные мира сего ведут из-за доступа к ресурсам, а сильные молодые мужчины идут умирать за идеи своей религии... Именно в ВОВ Сталин прекратил репрессирование церкви и разрешил совершать обряды. Именно христианские ценности заложены в основу нашей системы ценностей: доброта, сострадание, жертвенность, страдание, бедность, недоверие к богатству. Как-то один ТОП-менеджер сказала: «Я считаю, что богатство может быть создано только путем криминала». Таким образом, ее ценность гласит, что богатый человек – это преступник, и это плохо. И у меня вопрос, как она сможет приумножить богатство собственника, на которого она работает, если в глубине души она считает собственника преступником и не доверяет ему?

А что же находится в центре луковицы? Стереотипы полов – мужчины и женщины. На уровне Проекта пола нет, он начинается на уровне формы и качества энергии, с помощью которой человек пришел в этот мир свой Проект воплотить. О разнице не только в оценке реальности, но и восприятии написано много книг, одна из отличных «Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры». Приведу простой пример: как мужчина воспринимает понятие «любовь» - как то, что он должен обеспечить свою женщину, за что ему положен справедливый отдых либо в кругу других самцов, лицо в блаженном одиночестве под телевизором, верно, мужчины? А женщина считает, что «любить» - это уделять персональное (!) внимание – проводить время вместе, беседовать, обнимать – поэтому так много мужчин с тоскливыми лицами вы видите в торговых центрах в сопровождении своих щебечущих женщин. В итоге – скандал и разрыв. А что касается бизнеса? О, здесь царит маскулинная культура: один  собственник как-то раз в беседе с другим владельцем бизнеса  сказал о женщине – топ-менеджере, представляя её ему: «Это женщина, которая сама себе зарабатывает деньги», то есть он подал сигнал – это «мутант», с ним нужно быть осторожным. Она, конечно, не такая как мы, но в чем-то может нас догнать.

Мы не будем погружаться в глубины психологии взаимоотношений полов, это сложная тема. Скажу лишь, что – это разные миры. Убеждение женщины – «я уступлю, пусть он думает, что он главный – в итоге будет по-моему», убеждение мужчины «я доказал, кто здесь главный, сила – за мной» - это примеры противоположных убеждений, которые формируют поведение полов в бизнесе.

Кроме них, в центре луковицы – стереотипы возрастов: абсолютно по-разному ситуацию воспринимает человек молодой  и пожилой – один бесстрашно готов пробовать, ошибаться, терять, для него главное - двигаться вперед; другой – с учетом сделанных ошибок и небольшого количества оставшегося времени и сил – осторожен и не хочет лишних движений, для него главное – стабильность. И эти базовые противоречия приводят к непониманию и расколу.

Какие выводы мы можем сделать из луковицы?

  1. Чем глубже слой луковицы, тем менее он поддается изменению в человеке. Поэтому мы должны понимать, что, чем по более глубинному слою идентичности ценностей мы подбираем команду, тем более единой она будет.
  2. Чем глубже ценность, по которой произошел раскол, тем он непримиримей.
  3. Чем ближе ценность к поверхности, тем больше она поддается вашему влиянию и технологиям воздействия.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий