Компания Uber совершила революцию в трудовых отношениях на рынке транспортных перевозок. Но, как оказалось, это лишь начало трансформаций. Цифровые платформы сегодня шаг за шагом меняют рынок труда и в B2C, и в B2B-сферах. Как Uber–модель меняет подход к работе рассказали в агентстве аутсорсинга «Ваш кадровый ресурс».
Запрос на новые подходы к мотивации линейного персонала, которые позволят повысить качество продуктов и услуг сегодня актуален во всех индустриях. В контексте кризиса большинство компаний ищут способы оптимизации бизнес-процессов и повышения их эффективности. Кризис естественным ходом подталкивает рынок труда к уберизации.
В 2019 году Uber создал маркетплейс с возможностью для каждого, кто хочет работать на рынке такси, расти в доходе на гибких условиях, и по своим правилам.
Сегодня интерес к Uber- модели и ее актуальность подтверждается крупными инвестициями в проекты платформенной занятости на российском венчурном рынке: в РФ более 20 проектов разрабатывают решения в этой сфере.
Трансформация, подобная Uber, сегодня происходит в большинстве сфер услуг. Благодаря uber-модели заказчик получает сервис, работник — возможность заработать и планировать нагрузку, работодатель — мотивированных исполнителей. Так уберизация выстраивает механизм поставки рабочей силы под ключ, под конкретные задачи бизнеса.
Кроме того, цифровые платформы меняют парадигмы труда - человек разотождествляется с физическим присутствием на рабочем месте, благодаря развитию каналов связи, роботизации и VR-технологий.
Где работает Uber –модель?
Венчурная компания NFX предложила делить рынок труда на три уровня: Knowledge-economy, Talent-economy, GIG-economy,
GIG-economy — сфера подработок, это и есть классическая Uber-модель. В этом поле не имеют значения навыки сотрудника. Однако, именно в этой модели наиболее продуктивные и впечатляющие кейсы – как лучший пример, логистика. Для реализации таких проектов достаточно разработать маркетплейс и организовать эффективное управление.
Knowledge-economy – это поле, где работают востребованные профессионалы, к примеру, врачи, программисты, словом, те специалисты, которых всегда на рынке не хватает. Реализовать эффективно работающий маркетплейс внутри этой модели сложно.
Talent-economy - это массовые профессии. Здесь чем выше квалификация, тем специалисту проще строить карьерный трек. Именно в этой экономике работают большее число людей в России и мире, именно этот сегмент готов к наибольшим технологическим трансформациям.
Так сегодня работают два измерения уберизации: области, в которых такая модель уже работает, и те сферы, в которых ее будет возможно внедрить в ближайшем будущем.
Наиболее впечатляющие кейсы уже сегодня показывают продукты и услуги, во-первых, в своей классике, связанные с офлайн-трудом, и, во-вторых, сферы, в основе которых коммуникация от человека к человеку – к примеру, адвокаты, телемедицина, обучение, риелторы.
Кто бенефициары?
Итак, классическая Uber-модель - это размещение заказов на рабочие часы на площадках специализированных платформ, позволяющих управлять, в том числе, качеством выполненной работы.
Тем самым, цифровые платформы открывают людям массовых профессий возможность контролировать свое профессиональное развитие и быть более мобильными. Издержки на перемещения вслед за «орудиями труда» и рабочим местом исчезают, как следствие —рост продуктивности и доходов, возможность выбирать место для жизни.
Бизнес, в свою очередь, сосредоточен только на привлечении заказов и поддержании работоспособности техники. Uber- модель освобождает компании от большинства HR-задач и позволяет оптимизировать ФОТ.
Для заказчика - растет скорость исполнения услуги, и ее качество, за счет передачи проекта непосредственно исполнителю и автоматизированным системам контроля.
Для индустрии - Uber- модель масштабирует объем заказов. IT-платформы – прямой путь снижать издержки и наращивать качество продуктов и услуг.
Сегодня, уберизация, как поступательное замещение бизнес-посредников цифровыми платформами, охватывает многие сферы жизни. Однако эта модель никогда не была историей только про прибыль. Сервисы, позволяющие поставщикам услуг и клиентам общаться напрямую имели шанс кардинально изменить восприятие труда, когда исполнитель сам в ответе за то, сколько, где и как ему работать.
Трансформация рынка труда и смена парадигмы продолжится. Но при всех спорных моментах уберизации не стоит беспокоиться из-за грядущих изменений. Важно спросить: какие возможности это открывает именно нам, как мы ими воспользуемся?
Поделиться