На рынке труда уникальная ситуация. За прошлый год сократился и спрос на новых работников — он стал меньше на 17,6%, и число соискателей — на 32,3%. Бьёт рекорды нехватка линейного персонала. Поиск каждого нового сотрудника для специалиста отдела кадров сегодня превращается в увлекательное приключение. Что нужно знать о «синих воротничках» рекрутеру, чтобы выстоять? Экспертиза аутсорсинговой компании «Ваш кадровый ресурс».
Устроиться на работу сегодня проще, чем найти сотрудников – на каждого безработного приходится 2,5 вакансии, такого не было с 2005 года.
С наибольшим голодом в кадрах столкнулся цифровой сектор; дефицит ощущается в промышленной сфере, в первую очередь, на предприятиях машиностроения и химической потребности.
И, наконец, самый весомый и активный сегмент рынка труда и крупнейший работодатель линейного персонала – ритейл. В лучшие времена, здесь занят каждый десятый россиянин, сегодня же это рынок, в большей степени, чем когда-либо – рынок соискателя.
Спрос на рабочие специальности всегда был высок – в России «синие воротнички» неизменно представляли львиную долю рынка труда. Однако, в последние 2-3 года линейный персонал переживает свое «окно возможностей»: число вакансий растет в геометрической прогрессии — нужны продавцы, кассиры, работники складов, водители; специалисты собственного производства, повара, кондитеры, пекари.
Объем открытых вакансий для «синих» растет быстрее, чем на рынке высвобождается рабочая сила и, вероятно, проблема нехватки кадров будет масштабироваться. Поэтому HR-рынку необходимо подготовиться к борьбе за линейный персонал.
Работа «синим воротничкам» нужна прямо сейчас
Термин «синие воротнички» несколько олдскульный: в контексте цифровизации, переход между белыми и синими размывается. И все же, «синий воротничок» - это всегда принадлежность к рабочему классу, одна из базовых характеристик которого физическая работа и, часто, сдельная оплата труда.
Так чего же хотят «синие воротнички» от работодателя?
По исследованиям компании Lamoda, наиболее кликабельными вакансиями у «синих воротничков» становятся те, в которых упомянуты слова «стабильность» и «забота».
Итак, первое, что ищут «синие» - это ежедневной стабильности. Однако, для линейных специальностей – это не просто регулярность зарплаты, это ежедневная выплата за их труд. По данным площадки «Авито. Работа» число запросов на ежедневую оплату сегодня выросло на 23%.
«Синие воротнички» работают в отраслях с высокой текучкой, с минимальными социальными гарантиями, часто не имеют финансовой подушки, именно поэтому им всегда очень важно, как можно быстрее найти работу и как можно быстрее получить оплату за свой труд.
Итак, ежедневные выплаты – это основное, что хочет линейный персонал.
Близость к дому, частичная занятость и премиальная часть
Разделение заработной платы на оклад и премиальную часть – это тоже востребованный параметр для рабочих специальностей, плюс частичная занятость. Полный день на площадке «Авито. Работа» сегодня предлагают не более 50% работодателей. Остальные компании ищут персонал на свободный график и смешанный, удаленку в call-центр и на вахту.
И еще один важнейший параметр – близость к дому – фактор, следующий за размером и регулярностью выплат. Тренд выражен в мегаполисах чуть ярче, по данным «Авито.Работа».
Бессменный активный поиск
Даже, выбрав подходящего работодателя, представителей массовых профессий остаются в активном поиске, стремясь к еще большему заработку. Безусловно, работодатели в каждом сегменте предлагают варианты вакансий с ежедневной оплатой, однако, это не отменяет стремление «синих воротничков» менять работу.
И сегодня, тренд на удержание сотрудников – ключевой в ритейле. Продуманная система адаптации и обучение, формирование кадрового резерва, доплата за выслугу лет. А вот повышать зарплаты ради привлечения дополнительных соискателей торговые компании не торопятся — только в рамках плановой ежегодной работы.
Однако, парадокс в том, что для «синих воротничков» зарплата – ключевой параметр. Линейный персонал опирается на материальные формы поощрения в первую очередь — важны бонусы, покрытие расходов на дорогу и связь, компенсация в условиях повышенной опасности. И выбирая работодателей, «синие» не мотивированы перспективой карьеры, корпоративным обучением, статусом компании и ее ESG-повесткой.
Правда в тех профессиях, где существуют разряды и категории для «синих воротничков» может стать стимулом высоких рабочих показателей явная возможность вертикального роста.
Словом, возможно, ритейл сегодня стремится вкладывать ресурсы в удержание линейного персонала, как в основной источник пополнения рядов за прилавками, взяв курс на поиск универсального специалиста.
В сегменте «синих воротничков» разные работники — высококвалифицированные и начинающие, с высшим образованием и без, ищущие подработку и работу на полный рабочий день. Однако даже в этом разнообразии есть схожие черты, отличающие линейный персонал от нелинейного. И не смотря на все экономические и социальные вызовы, «синие воротнички» остаются, как и во все времена – самой популярной и востребованной категорией на рынке труда.
Поделиться