Как справиться с выгоранием персонала. Правила «противопожарной» безопасности

Мы живем в парадоксальное время. Труд человека становится все легче: большинство процессов автоматизируется, ежедневно появляются гаджеты, облегчающие нам жизнь, рабочие места тоже становятся все комфортабельнее…

Но кто сегодня не слукавив может сказать, что после рабочего дня чувствует себя бодрым и полным сил? Скорее всего, немногие. В одном интернет-сообществе, посвященном офисному юмору, почти каждый вторник публикуют одну и ту же шутку: «коллеги, у меня для вас три плохие новости: 1) сегодня не пятница 2) завтра не пятница 3) и даже послезавтра не пятница». И каждый раз она собирает огромное количество «лайков» и комментариев «жизненно!». И это весьма симптоматично. «День сурка» и бесконечное ожидание пятницы – реальность для огромного количества современных работников. И это не просто плохо, это маркер глобальной проблемы – психологического выгорания.

Профессиональное выгорание – это истощение умственных, физических и психологических возможностей работника, наступающее, если профессиональная деятельность долго и непрерывно требует больше ресурсов, чем человек способен в нее вложить без вреда для здоровья.

Как проявляется выгорание?

Физиологические симптомы:

  • Хроническая усталость и быстрая утомляемость;
  • Некачественный сон;
  • Боли неясной этиологии (чаще всего головные);
  • Проблемы со скоростью реакции и сосредоточенностью.

Психологические симптомы:

  • Пессимизм, мир видится сквозь «черные очки»;
  • Прокрастинация (постоянное откладывание дел на потом);
  • Повышенная или пониженная эмоциональность: эмоциональные реакции не соразмерны вызвавшей их причине;
  • Чувство бессмысленности собственной работы и даже жизни в целом;
  • Дистанцирование и отчуждение от коллег;
  • Трудоголизм и гиперответственность – чувство, что все развалится, если сделать крошечную паузу в работе.

В чем же дело, почему мы выгораем на работе? Так или иначе, главным виновником является стресс. Современный бизнес на всех уровнях требует высокого уровня напряжения, большого количества коммуникаций, ответственности, высокой скорости реакций и многозадачности. Даже если мы сидим в комфортабельном офисе и не испытываем физических нагрузок, наша психика в это время может испытывать колоссальное давление и постепенно изнашиваться. Недаром самая популярная метафора для описания выгорания – «запах горящей психологической проводки».

Кто в группе риска?

  • На первом месте – профессии «человек-человек»: менеджеры, врачи, учителя, работники сферы обслуживания и т.д. Риск повышается дополнительно, если контакт происходит напрямую, а не дистанционно.
  • Второе место занимают «профессии ответственности». Если человеку приходится постоянно принимать решения в объективно сложных ситуациях, если от его действий зависит жизнь и благополучие других людей, если на его плечах большая финансовая ответственность – это факторы риска. Яркие представители этой группы - топ-менеджеры и врачи (особенно хирурги).
  • Тройку завершают профессии «человек-машина», предполагающие неизменное однообразие и монотонность, сопровождающиеся необходимостью высокой сосредоточенности и предельной точности действий. Это кассиры, работники конвейерных производств, операторы станков и т.д.

Дополнительные факторы риска:

  • Неверный выбор профессии. Только представьте, каково меланхолику-интроверту в должности менеджера по продажам! А такое ведь встречается сплошь и рядом;
  • Регулярные цейтноты и дедлайны. Нехватка времени – один из самых мощных стрессогенных факторов;
  • Нездоровые отношения в коллективе. Человек – существо социальное, поэтому хорошая рабочая атмосфера в команде фундаментально важна;
  • Гипермотивация, отсутствие баланса между работой и другими сферами жизни (да-да, трудоголизм – это не качество отличного работника, а невроз, который подтачивает его силы);
  • Угроза увольнения/взыскания/понижения. Дамоклов меч над головой не способствует бодрости духа;
  • Низкая заработная плата. Как вариант – отсутствие прямой связи между вложенными усилиями и вознаграждением;

Возникает вопрос – а что может сделать работодатель? Ответ: если выгорание уже наступило - практически ничего; если речь идет о профилактике – очень многое. Психологическое выгорание – это именно тот случай, когда предотвратить в сто раз легче, чем исправить.

Правила «противопожарной безопасности»:

  • Первичный фильтр на этапе подбора персонала. Существует множество работающих способов в рамках собеседования «вычислить» кандидатов, у которых серьезные проблемы с мотивацией, стрессоустойчивостью, работоспособностью и другими типичными маркерами. Это не означает, что нужно жестко отсеивать кандидатов, проявивших малейшие признаки стресса (собеседование ведь само по себе дело волнительное). Просто не нужно игнорировать очевидные тревожные маячки, даже если резюме кажется очень привлекательным.
  • Адекватная нагрузка на сотрудников. Хронические (особенно неоплачиваемые) переработки и работа на износ неизбежно приводят к переутомлению и демотивации даже самых энергичных сотрудников. Необходимо обеспечить оптимальный уровеньзагруженности, на котором сотрудники смогут поддерживать высокую продуктивность на длинных дистанциях. Отличным помощником в этой задаче станет обучение тайм-менеджменту.
  • Эффективная система материальной мотивации. Действенный KPI подразумевает реальную возможность работника влиять на размер своего вознаграждения. Эта система должна быть прозрачной и учитывать все основные факторы, влияющие на работу сотрудника.
  • Развитая корпоративная культура. У человека есть глубинная потребность чувствовать свою причастность к чему-то большому и значимому. Не просто ходить на работу, чтобы заработать денег, а участвовать в чем-то большем, быть частицей важного дела. С помощью инструментов корпоративной культуры можно добиться именно такого эффекта – сделать пребывание человека на работе более ценным и осмысленным. Это один из самых мощных факторов профилактики психологического выгорания.
  • Система адаптации и обучения новых сотрудников. Если применять до сих пор, к сожалению, популярный метод адаптации «бросить в воду, чтобы научить плавать», нужно быть готовым к тому, что часть новичков «утонет». Смена работы – само по себе стрессовое событие, а если к этому добавляется отсутствие моральной и профессиональной поддержки, симптомы выгорания начнутся в рекордно короткие сроки. Welcome-тренинги, кураторство, наставничество, анкеты обратной связи – инструменты, которыми не стоит пренебрегать.
  • Здоровый психологический климат в коллективе. Человек – существо общественное. Ему важно чувствовать благополучие и безопасность внутри коллектива и в общении с руководством. Профессионализм, доброжелательность и готовность к диалогу – три кита, на которых держится здоровая обстановка в команде. Лидер обязан держать руку на пульсе психологической атмосферы в команде и вовремя принимать меры, если что-то начинает идти не так.
  • Возможности для качественного отдыха. Чем занимаются ваши сотрудники в свои законные перерывы? С большой долей вероятности - сидят в телефонах, курят или просто пьют кофе не выходя из кабинета. А теперь ответьте на вопрос – действительно ли это настоящий отдых, который позволяет переключиться и пополнить психологический ресурс? Вряд ли вы ответите утвердительно (кстати, что делаете в перерыв вы сами?) Создание зон для качественного отдыха – отличная профилактика выгорания. Пространство для отдыха должно включать: удобную мебель, расположенную так, чтобы сотрудники могли общаться, элементы уюта и приятные глазу вещи (комнатные растения, пуфы, арт-объекты) и зону физической активности (например, дартс или стол для пинг-понга).

Безусловно, все эти правила требуют труда и вложений, однако результат оправдает ваши усилия. Ведь выгорание – не просто модный тренд, это действительно серьезная проблема, игнорирование которой может дорого стоить.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1