Жил был дровосек, который медленно рубил лес потому, что у него был тупой топор. Но он упорно отказывался точить свой топор. Ведь и так рубить не успевает, а тут еще надо отвлекаться на заточку инструмента. Наивный дровосек вызывает снисходительную улыбку. Но каждый, кто серьезно озабочен повышением своей компетентности, сталкивается с той же дилеммой.
Допустим, сотрудник регулярно делает ошибки или не справляется с нагрузкой. Руководство понимает, что обучение могло бы его заметно подтянуть. Но как оторвать его от работы, если он и так не успевает ее делать с должным качеством?
Предположим, что каким-то чудом удалось отправить его на учебу. И тут открывается обратная сторона медали. Выясняется, что изученные инструменты надо еще осваивать в «тренировочном режиме» на рабочем месте. Кроме того, выйдя на работу, сотрудник говорит, что вопросов для изучения стало гораздо больше после того, как он смог серьезно подумать над проблемой и изучить базовую теорию.
Так сотрудник легко может погрузиться в учебу на многие годы, если не на всю жизнь. Где поставить разумную границу: «Достаточно обучился, чтобы опять приступить к работе? Когда снова следует вернуться к учебе?»
Простейшее решение данного вопроса – тратить на учебу столько времени, сколько смогло выделить руководство. Обычно, этого времени не так уж и много. Но результаты от обучения «по остаточному принципу» не всегда радуют. Если подойти к вопросу более системно, то для расчетов стоит учесть три фактора:
1. Учеба измеряема, как и любой другой процесс
Книга имеет количество страниц, на каждой среднее число слов, которые читаются с определенной скоростью. Если добавить 20-30% времени на анализ книги и формирование выводов для своей работы - получится оценка продолжительности действия «прочесть книгу». Курс обучения в бизнес-школе имеет объявленную длительность, но нужно добавить те же 20-30% на осмысление результатов обучения и «тренировочный этап» при внедрении изученного материала в работу. Старайтесь делать такие оценки до начала учебы.
2. Эффективный объем
Есть несколько теорий, которые оценивают достаточное для освоения отдельных компетенций и навыков время. Самые простые и известные: «21 день» и «20 часов». За 21 день применения новый навык входит в привычку. За 20 часов правильно организованного обучения достигается уровень: получил новый навык и это приносит ощутимую пользу или заметно улучшает уже имеющийся навык. По сути, это тот же 21 день, если тратить чуть меньше часа в день на обучение и практику. Но тут очень важно правильно организовать данные часы (подготовка, изучение теории, практика). Иначе «магические числа» эффективного обучения перестают работать.
3. Разумная пропорция работы и учебы
Профессиональные спортсмены борются за звание лучших в городе, стране, мире. Но то, что видят восторженные болельщики - это от силы десятая часть жизни спортсмена. Их пропорция соревнования / тренировки доходит до 10%/90%. Правильно организованная тренировка повышает навык на порядок быстрее, чем выступление на соревновании. Тренировка позволяет осваивать отдельные полезные приемы, избавляться от вредных привычек и многое другое. В рабочих же процессах учеба редко оценивается, как очень полезное для прогресса сотрудника действие, а тренировка - довольно редкое явление. Попробуйте, для начала, выделить 2 дня в месяц на учебу - это уже скажется на результатах. Эти 2 дня могут быть «растянуты» по 1-2 часа 3 раза в неделю или другим удобным для конкретного человека способом. Если тема обучения и формат выбраны правильно, то это позволит каждый месяц осваивать минимум один полезный навык или инструмент. В то же время, такой объем «украденного» времени не должен серьезно мешать основной работе. Опыт показывает, что от основной работы безболезненно можно «украсть» до 20% времени, которое стоит посвятить проектам развития или учебе.
Константин Тютюнов, бизнес-тренер, директор департамента управленческих программ обучения Русской Школы Управления
Поделиться