В ночь музеев посетителей в таком небольшом помещении, как музей-институт семьи Рерихов на Васильевском, было очень много. По моим оценкам в музее находились более ста человек одновременно. Люди были везде: в залах, на лестницах, во дворе, на скамьях, на стульях... Возраст посетителей от пяти до преклонных лет. Много молодежи. Парами и группами.
Как человек, когда-то связанный со строительной отраслью, в том числе, и реставрацией и реконструкцией зданий, заметил, что состояние помещений музея не идеальное, но вполне приемлемое. Не идеальное по сравнению с дорого отделанными административными помещениями госкорпораций, в качестве которых используются некоторые исторические здания. Зато выигрывала атмосфера музея. Если в коридорах госкорпораций висит атмосфера тревожности и беспокойства, то в помещениях музея царила атмосфера легкости, непринужденности и свободы мысли.
Увлеченные и одухотворенные сотрудники музея подготовились к ночи хорошо. В одном из залов за мольбертом стоял сам «Н.Рерих» и время от времени делился с посетителями своими воспоминаниями. В мансарде, где проходит выставка, посвященная Феодоровскому городку в Царском селе, читал стихотворение сам «Есенин». (Мы узнали, что во время первой мировой войны С.Есенин в качестве санитара помогал раненым в лазарете, организованном в Феодоровском городке). Во дворе музея давал представление Петрушка. В музыкальной гостиной состоялся концерт классической музыки. Представители Петербургской консерватории исполнили для полуночников русские романсы и неаполитанские песни. Исполнили хорошо, искренне и проникновенно.
Это что касается эстетического аспекта ночи музеев. Но есть и прикладной аспект.
Назначение искусства не исчерпывается лишь удовлетворением чисто духовных потребностей человека. Несмотря на свое высокое положение искусство выполняет и некоторые утилитарные функции. Оно исцеляет и обучает.
Во взаимодействии с искусством происходит эмоциональное освобождение человека, высвобождение «душевного негатива». Подобное суждение может не укладываться в устойчивые убеждения привычного сознания. Но это так. При эмоциональном очищении место, занятое проблемным мышлением, освобождается для продуктивного созидательного мышления. Качество жизни человека зависит от его эмоционального здоровья. Эмоциональное здоровье лежит в основе уверенности в себе, а уверенность в себе - это залог успеха в любой сфере жизни. Это известно многим. Однако эта тема сама по себе большая и заслуживает отдельного разговора.
Кроме того, искусство может научить тому, чему не учат в университетах и других учебных заведениях. Новые идеи, новые решения, неизвестные подходы и инструменты, то есть все то, что связано с движением вперед, к неизведанному, можно почерпнуть и заимствовать из области искусства. К примеру, линейная перспектива, открытая искусством эпохи Возрождения, стала основой современного проектирования, архитектуры, строительства.
Что касается меня и моих коллег, то мы в своей профессиональной деятельности осознанно опираемся на искусство, как на метод обучения. В коучинге, особенно при работе с менеджментом, мы в качестве обучающих средств прямо применяем изобразительное, театральное и иные виды искусства. Образы и примеры из области искусства обязательно присутствуют при обучении управлению проектами и другим управленческим технологиям.
Регулярные встречи с искусством окажутся полезными людям, занимающимся любыми видами проектирования и конструирования, организационной и управленческой деятельностью, и другой работой, связанной с поиском и принятием нетипичных, нестандартных решений и, конечно, предпринимателям.
Обучающий потенциал искусства неисчерпаем.
Поделиться