Светлана Кантарович, начальник отдела по работе с персоналом ОАО «Медицина»:
Место проведения интервью, конечно, имеет значение. Большинство соискателей неуверенно себя чувствуют, если встреча проводится в рабочем кабинете, где находятся другие сотрудники, ведутся телефонные переговоры, приходят посетители. Но в то же время для интервьюера это удобно – можно обсудить с коллегами прошедшее интервью.
Идеально, если есть возможность проводить собеседование в отдельной переговорной, где ничто не отвлекает от беседы ни интервьюера, ни соискателя. Но, учитывая дефицит и востребованность офисных площадей, такая возможность есть не всегда. Как правило, в службе персонала работают несколько специалистов, каждый из них проводит в день по 3-5 собеседований. В данном случае хорошо зарекомендовала себя технология установки перегородок, которые образуют небольшие кабинки со столом и стульями. Уровень постороннего шума снижается, появляется ощущение приватности, ничто не отвлекает от переговоров.
Хочу поделиться некоторыми нетипичными примерами выбора места для собеседования, которые мне встречались:
- собеседование в кафе, ресторане располагает к установлению неформального контакта, помогает кандидату почувствовать себя непринужденно, снизить самоконтроль, быстрее раскрыться;
- собеседование в холле фешенебельного отеля. Иногда интервьюеры пользуются таким трюком для дополнительной диагностики гибкости и профессиональной лояльности кандидата;
- собеседование по скайпу (то есть место проведения совсем не важно) – очень популярный сегодня способ проведения интервью при приеме на работу. Применяется для экономии времени, как предварительная мера, при рассмотрении кандидатов из других регионов, для оценки осведомленности кандидата о современных средствах связи. В целом это отличный, экономичный способ. Кандидатам следует только помнить один нюанс: картинка скайпа несколько искажает внешность, и, как правило, не в лучшую сторону;
- собеседование в автомобиле, в самолете вполне подходящий вариант, если нужно показать кандидату географию его будущей деятельности, наглядно продемонстрировать объекты, с которыми придется работать.
В нашей клинике есть переговорная, в которой кандидаты заполняют анкеты, где с ними проводят интервью и оценочные процедуры. Иногда при большом потоке соискателей приходится разговаривать и на рабочем месте, что не исключает внимательного, доброжелательного отношения специалиста по подбору персонала к каждому кандидату.
Ольга Бекунова, HR-директор металлопроцессинговой компании «Брок-Инвест-Сервис»:
Всем известно, что театр начинается с вешалки. Перефразировав, можно сказать, что работодатель начинается с места первой встречи. И даже если компания по тем или иным причинам ограничена в помещениях, озадачиться тем, чтобы собеседование происходило в достойной обстановке, необходимо. Зачем это надо? Совсем не ради того, чтобы пустить пыль в глаза и даже не ради элементарной вежливости. Это требуется, чтобы достичь искомого – узнать все важное и нужное друг о друге и определить, имеет ли смысл начинать сотрудничество.
Поэтому в первую очередь в помещении должно быть удобно беседовать. Ведь и соискатель, и работодатель обмениваются вопросами и ответами. В шуме, гаме и при наличии каких-либо посторонних ушек или в условиях, когда у рекрутера постоянно звонит телефон или к нему заглядывают люди, этот процесс существенно затрудняется. Надеяться на то, что собеседование в таком случае сложится, почти не приходится. Потом, как правило, тот, кто ищет работу, и так находится в сложной ситуации продажи себя и поэтому дополнительно осложнять встречу помехами при любом типе собеседования не нужно. Хотя не знаю, может, это подойдет для стресс-интервью? Но так как я никогда их не практикую, то здесь что-то определенное сказать не могу.
Так что пусть маленькое, но не жаркое и не душное, отдельное и оборудованное помещение должно быть. В нем должны быть стулья и стол – возможно, в процессе беседы будет эффективно что-то писать или рисовать. Хорошо, если там будет флипчарт – для многих позиций это возможность предъявить ряд своих компетенций в работе и с ним. Хорошо, если в нем будут презентационные материалы компании, какие-то каталоги, виды продукции и т.д. – все это расширит вероятность успешного общения и даст дополнительные возможности лучше оценить кандидата.
Ольга Стрельникова, вице-президент, руководитель отдела персонала ЗАО «АИГ»:
Интервью – один из самых важных этапов в процессе отбора кандидата. Ведь ошибка при выборе сотрудника может повлиять на достижение компанией бизнес-целей и, как следствие, на получение запланированной прибыли компании, а также на ее репутацию. Существует множество моментов, на которые нужно обращать особое внимание до, во время и после беседы. Ведь интервью – это возможность не только отобрать правильного кандидата, но и продать ему компанию и позицию, замотивировать его.
Одним из косвенных, но тем не менее немаловажных факторов влияния является место проведения интервью. Многие рекрутеры забывают об этом или же не придают этому должного значения. Интервью должно проходить в тихом, закрытом месте, в обстановке конфиденциальности, где никто не побеспокоит во время беседы. Комната для переговоров также отражает профессионализм и корпоративную культуру компании, ее престиж; она должна располагать кандидата к беседе с HR-менеджером или другим представителем компании. Помимо этого, место проведения интервью может являться отражением важности позиции. При поиске высшего руководства компании формальные встречи не всегда эффективны. Поэтому существует практика проведения встреч вне офиса компании – в более непринужденной обстановке конференц-залов отелей или ресторанов. Также зачастую возникает необходимость проведения встреч вне офиса для соблюдения конфиденциальности или же в интересах компании или соискателя. В таких случаях встречу можно провести в небольшом кафе неподалеку от офиса компании.
В нашей компании при встречах с кандидатами мы всегда стараемся соблюсти максимум конфиденциальности и обеспечить должный уровень комфорта, поэтому используем для интервью специальные переговорные комнаты. Важно, чтобы в них было все необходимое: удобные стол и стулья для переговоров, питьевая вода, а также бумага для записей. Температура воздуха также должна быть комфортной. Помимо этого, переговорная комната должна располагаться таким образом, чтобы кандидата не нужно было проводить через всю рабочую зону, где может быть доступна рабочая информация.
Ева Викентьева, директор департамента управления персоналом и организационного развития СБ банка:
Наши требования к месту проведения интервью выстраиваются вокруг двух аспектов.
- Первый – физические условия.
Мы стремимся к тому, чтобы кандидату было комфортно, следовательно, помещение должно быть проветренным, с комфортной температурой и достаточно светлым.
- Второй – имиджевый.
Мы исходим из того, что помещение является одним из факторов, составляющих наш бренд как работодателя. Следовательно, оно должно отражать как минимум наш корпоративный стиль, а в идеале давать определенную информацию о некоторых наших ценностях. В данном случае универсальных решений нет, основные направления дизайна заложены в бренде.
Нина Архипова, PR-менеджер, Кадровый центр «Эталон»:
Место собеседования влияет не на результат работы, оно влияет на человека. Обстановка, интерьер, антураж производят определенное впечатление, человек на это впечатление определенным образом реагирует, причем через наносное, что называется, рассудочное поведение могут наслаиваться внутренние коды поведения и стереотипы. На этом эффекте неожиданности основана целая методика проведения стрессовых интервью.
Однако не всегда нужно погружать человека в по-настоящему стрессовую ситуацию, чтобы узнать, каков он, – достаточно пройтись по пограничным точкам. Например, если человек претендует на работу в сфере продаж, предполагается общение с VIP-клиентами, можно встретиться с ним в кафе или ресторане, чтобы посмотреть, как соискатель реагирует на помехи беседе, как он держится среди людей, насколько способен удерживать внимание собеседника, когда это внимание отвлекается то на официанта, то на других посетителей. Для помощника руководителя высокого уровня собеседование имеет смысл проводить в деловой обстановке, сразу создавая жесткую иерархию, чтобы увидеть, как человек в рамках этой иерархии может ориентироваться, соображать, отвечать на неожиданные вопросы, подмечать какие-то нюансы, приспосабливаться к тону рекрутера и т.д.
Юлия Губанова, директор департамента кадрового консультирования, ЗАО КГ «Бизнес-КРУГ»:
Исходя из моей практики могу сказать, что в организации интервью важно, чтобы не было отвлекающих моментов для самого рекрутера. Идеально, когда есть переговорная комната, где можно проводить интервью, в лучшем случае она закреплена только за службой персонала. Но мне приходилось проводить собеседования в разных условиях. Место проведения собеседования для разных категорий должностей и сфер бизнеса имеет разное значение. Например, многие топ-менеджеры принимают решение о работе в компании, не основываясь на том, где именно проходило первое собеседование, как выглядело это помещение и какой был у него антураж.
Василий Пигин, управляющий партнер TriMetrix Solutions:
Наша команда состоит из гибких и мобильных специалистов – и от новичков мы ждем того же. В офисе или нет, но каждый сотрудник должен давать нужный результат. Людей, ориентированных на внешние атрибуты власти и славы, но не на результативность, у нас нет. Поэтому для нас не принципиально, где проводить собеседование. Как правило, оно проходит в два этапа: сначала телефонное интервью, затем встреча – в офисе, или в кафе, или даже в сквере. Соискатель, ориентированный на работу, мотивированный на работу, легко отбросит отвлекающие факторы и сосредоточится на сути беседы.
Юлия Иванова, ведущий специалист отдела лизинга и аутстаффинга персонала, компания EMG Professionals:
Безусловно, на результат собеседования оказывает влияние место его проведения. Место проведения собеседования – один из факторов, на основе которого отчасти формируется первое представление кандидата о будущем работодателе. Соответственно пренебрежительно относиться к нему не стоит.
Если кандидат вынужден некоторое время ждать, пока его примут, то нужно предусмотреть удобные места для ожидания, чтобы он не испытывал дискомфорта. Во время ожидания можно предложить кандидату ознакомиться с материалами о компании, ее работе и тд.
Основное, что нужно учитывать при выборе места проведения интервью, – это необходимость создания условий, при которых кандидат будет чувствовать себя комфортно. Важно, чтобы ничто не мешало рекрутеру и соискателю сосредоточиться на беседе. Хорошо, если местом проведения собеседования будет отдельный кабинет, переговорная комната.
Если рассматривать место проведения интервью с точки зрения массового подбора персонала, то необходимо, чтобы переговорная комната была вместительной, просторной и технически оснащенной. Необходимо наличие проектора, экрана (для проведения презентации о компании, об открытых вакансиях и т.д.), компьютеров (для электронного тестирования в случае необходимости). Также помещение должно быть проветриваемым либо оснащенным кондиционером во избежание духоты, что особенно актуально в летний период. И соответственно отапливаемым, что особенно важно зимой.
Гульмира Шакуова, Head of Heavy Industries & Manufacturing Practice компании RichartsMeyer | Executive Recruitment:
Безусловно, место проведения интервью играет далеко не последнюю роль в организации процесса переговоров. Наиболее распространенный и удобный для обеих сторон вариант – офис компании, будь то рекрутинговое агентство или компания-работодатель. При встрече на территории компании кандидат получает более целостное представление об организации и о сотрудниках структуры, где ему, возможно, предстоит работать, или же имеет возможность оценить уровень рекрутингового агентства. Обычно офисы компаний предполагают наличие специально оборудованных переговорных комнат, где есть удобный стол и стулья, а также созданы оптимальные условия по шумоизоляции и освещению.
Проведение выездных встреч также практикуется в настоящее время среди рекрутеров, особенно при подборе на менее формальные позиции, где место проведения интервью не играет ключевой роли, или же по просьбе очень занятых кандидатов, которые не могут далеко уезжать от настоящего места работы. Обычно внешние собеседования проходят в кафе, максимально подходящих по формату для бизнес-встреч, особенно если мы говорим о позициях среднего и высокого звена управленцев. Там, где есть, например, удаленный столик или отдельная зона с шумоизоляцией и комфортными условиями, в которых кандидат мог бы спокойно рассказать свою биографию, поведать об опыте трудовой деятельности и пр. На мой взгляд, не следует назначать встречи в так называемых фаст-фудах, то есть в заведениях быстрого обслуживания, по причине банального неудобства.
Особое внимание к месту проведения интервью стоит уделить при подборе персонала на руководящие должности, а также на конфиденциальные и ключевые позиции компании. В этих случаях кандидатом на вакансию может быть, например, либо руководитель конкурирующей фирмы, либо публичный человек, которому нежелательно появляться в офисе компании-работодателя и даже рекрутингового агентства, чтобы не скомпрометировать себя. В таких ситуациях место и формат интервью детально обговариваются заранее и, как правило, предлагаются самим визави.
Арина Медведева, руководитель группы рекрутмента рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting:
Место и обстановка, в которой проходит интервью, безусловно, очень важный момент в процессе отбора и оценки кандидатов. Для современного рекрутера место деловых встреч с кандидатами уже давно не ограничивается стенами переговорных комнат в офисе. Это могут быть холлы/бары отелей, бизнес-центров, кафе или рестораны. Но где бы вы ни назначали встречу кандидату, позаботьтесь о том, что бы там было светло, комфортно и тихо. Если планируете встречу вне офиса, то крайне важно, чтобы вы побывали в этом месте заранее, знали все нюансы. Если интервью проходит в офисе, то обспечьте такие условия, чтобы никто из коллег не отвлекал вас и не мешал вам. Суматошная обстановка вокруг чаще всего вызывает в человеке нервозность, отвлекает от сути разговора. Бывает, что кандидаты воспринимают рекрутера как особенного собеседника. Например, кандидат впервые за десять лет проходит интервью и просто не знает, как правильно себя вести в данной ситуации, оттого волнуется и переживает вдвойне. Либо он не желает афишировать свою готовность рассматривать предложения от новых работодателей и рассчитывает на конфиденциальность диалога. В таких случаях вопрос комфортности места встречи становится актуальным вдвойне.
Безусловно, этот вопрос важен и для рекрутера, так как для того чтобы дать корректную оценку рассматриваемому специалисту, важно четко его слышать и понимать, что он вам говорит. Если во время беседы за окном, к примеру, проходят шумные строительные работы, скорее всего, вы будете либо постоянно переспрашивать друг друга, либо домысливать за собеседника то, что он сказал, а вы не расслышали. Думаю, что ни один из этих вариантов не является подходящим.
На мой взгляд, идеальное место для интервью – светлые, в меру просторные помещения. Очень желательно, чтобы в качестве интерьерных деталей были использованы нейтральные картины или фотографии и живые растения. Если мы говорим о проведении интервью в стенах компании, в которой открыта вакансия, то очень хорошо, если кандидат познакомится с информацией, отражающей корпоративную культуру и жизнь компании (информационные стенды, фотографии и т.д.).
Виктор Киреев, менеджер департамента «Продажи и Маркетинг», Michael Page:
Само интервью лучше проводить в комфортной для соискателя обстановке. При этом его не должно что-либо отвлекать. Я не очень люблю проводить встречи в кафе или ресторанах в условиях спешки, так как много времени тратится на внешние факторы. Кандидат будет нервничать, отвлекаться. Можно неправильно оценить его коммуникативные навыки. Я предпочитаю проводить интервью у нас в офисе, приспособленном для этих целей, – у нас хорошо кондиционируемые переговорные комнаты, с достаточным освещением и неплохой звукоизоляцией. На входе кандидатов встречают улыбчивые сотрудники, а сам офис расположен в центре города, недалеко от метро.
Фактор комфортного офиса, безусловно, важен для правильной оценки кандидата, но самое главное – это понимание позиции и ожиданий клиента рекрутером и правильный подход к поиску. С одним кандидатом мы проводили интервью в «Аэроэкспрессе». У нас в работе много проектов, где мы не имеем возможности лично встречаться с кандидатами и используем исключительно виртуальные способы общения.
Елизавета Пушкарева, старший консультант рекрутинговой компани MarksMan:
Интервью с соискателем (какой бы ни был этап – первая встреча в рекрутинговом агентстве или финальная встреча с генеральным директором) – это стресс для кандидата, поэтому необходимо тщательно подойти к выбору места встречи.
Самый удобный вариант, на мой взгляд, – это переговорная, которая, как правило, есть в любой компании. Это комфортное место для общения, легко настраивающее обе стороны на деловой лад.
Хотя я не отрицаю, что в условиях современного мегаполиса не всегда возможна встреча в офисе и проще планировать встречу в режиме онлайн на нейтральной территории. К тому же сейчас есть все условия для этого, например, коворкинг-центры или небольшие кафе/кофейни со спокойной и тихой обстановкой и публикой. Думаю, в этих местах и кандидат, и интервьюер смогут чувствовать себя не в стесненных условиях и обсудить все интересующие вопросы.
Анастасия Жигалкина, менеджер по маркетингу и PR рекрутинговой компании Marksman:
Мы проводим собеседование в нашем офисе в специально оборудованных переговорных. Чистые и аккуратные комнаты с удобными креслами располагают кандидатов и помогают им немного расслабиться. Положительно настроенный человек более открыто отвечает на вопросы, и ему легче формулировать свои мысли. На всех этапах работы с кандидатом важно расположить его к себе, чтобы он почувствовал заботу. Кандидат должен понять, что мы нацелены на то, чтобы улучшить его жизнь. Приветливый секретарь предложит чашечку чая/кофе, что, безусловно, подготовит кандидата к дальнейшему общению.
Анна Иванова, ведущий менеджер по персоналу «СТС Групп»:
У нас установлены высокие требования к месту проведения интервью с большим потоком кандидатов. Мы ежедневно проводим собеседования, и для нас важно, чтобы соискатели чувствовали себя комфортно и максимально были настроены на положительный результат. Мы уважаем и ценим время каждого кандидата, поэтому работа строится быстро и четко. У нас несколько переговорных комнат, все они выполнены в приятной светлой цветовой гамме, технически оснащены и звукоизолированы. Основное требование – чтобы интервью было не затянуто и как можно более информативно. Мы не отвлекаемся на посторонние темы, а все индивидуальные вопросы решаем конкретно с каждым претендентом на вакансию.
Мы также уделяем большое значение безопасности всех своих сотрудников и кандидатов, поэтому строго соблюдаем пропускную систему и ведем видеонаблюдение.
В общих чертах интервью можно разбить на следующие составляющие:
- Создание положительного образа компании и вакансии в глазах кандидата, то есть рассказ обо всех очевидных преимуществах работы у потенциального работодателя.
- Кроме того, необходимо выяснить, что именно заинтересовало соискателя в данной вакансии, на чем будет основываться его решение о согласии или несогласии занять вакантное место.
- Желательно также выяснить, что специалист уже знает о своем потенциальном работодателе (если соискатель действительно хочет работать в компании, то он должен владеть хотя бы небольшой информацией о ней).
- Для оценки профессиональных качеств узкоспециализированных специалистов может потребоваться участие в интервью кого-то из представителей заказчика, хорошо ориентирующегося в данной области.
- Исходя из полученных ответов и оценки специалистов относительно профессиональной квалификации кандидатов происходит последний этап отбора. Конечно же, выбираются те соискатели, которые наиболее квалифицированны, имеют высокий уровень мотивации работать именно в этой компании и обладают личностными характеристиками, которые позволят им адаптироваться на новом месте в короткие сроки.
Определив подобных кандидатов, менеджер по подбору персонала переходит к подготовке их презентации внутреннему заказчику.
Поделиться