Сейчас коучинг действительно сильно страдает от того, что его стараются применять все, кому не лень и в теме наставничества, и тренерства. Коучей путают с тренерами, тренеров с коучами и так далее.
Вообще коучинг, в своем чистом виде, это грамотная постановка вопросов человеку, без привнесения своих личных взглядов, советов и знаний, благодаря вопросам обнаруживаются скрытые резервы в самом человеке и человек сам находит пути решения задачи или выход из проблемы.
Человек сам открывает в себе резерв и задействует его для выполнения определенного запроса, с которым он пришел к коучу. Коуч тут идет позади и просто во время задает нужные вопросы. Все остальное уже не коучинг, но скорее тренерство, наставничество, консалтинг....
Бизнес-коуч — это тот человек, который помимо коучинга знает (в идеале) на практике, как устроен бизнес, как организованы бизнес-процессы в компании.... в общем всю подноготную бизнеса.
Согласно моему опыту, бизнес-коучи в чистом виде, именно как коучи, для предприятия едва ли могут быть полезны. Есть такое правило негласное, что коуч должен находиться в коуч-позиции, убирать свои экспертные знания и вести человека лично с помощью грамотно поставленных вопросов. Это эффективно при индивидуальных консультациях, а вот в бизнесе коучинг уже мало полезен, так как там, как раз, нужен человек с более широкими экспертными умениями и опытом в бизнесе, нежели чем просто коуч. Например, коуч, нацеленный на развитие внутреннего потенциала сотрудника, во всю занимается именно этим процессом, но помимо личных ограничивающих убеждений сотрудника есть и объективные обстоятельства, мешающие нормальному развитию бизнес-процессов в виде отсутствия рекламной и маркетинговой политики, нацеленности на клиента, ориентации компании на удовлетворение потребностей коллектива и клиента в том числе и так далее. Здесь явно коуч необходим для осуществления консалтинга и дачи рекомендаций. Так сказать «взгляда со стороны», анализа текущей ситуации. После, непосредственной работы с управляющим составом, рекомендаций по конкретным задачам ‑ все вместе это дает ощутимый положительный результат для бизнеса. Отдельных «вдохновений» на раскрытие внутренних способностей в данном случае будет недостаточно. В бизнесе нужен и личный опыт (в идеале), и тренерский подход, и понимание бизнес-процессов, то есть понимание политики управления, методов управления компанией и персоналом. Так как бизнес — понятие слишком общее и проблема тут может возникнуть на любом уровне и в любой структуре компании: на уровне персонала, процессов, взаимодействия между отделами, межличностные проблемы.
Однажды я стала свидетелем найма бизнес-коуча в организацию. Это как раз был тот случай, когда коуч обладал только психологическим и коучинговым образованием, отсутствовал опыт в бизнесе как таковом, то есть специалист не знал ни про бизнес-процессы, ни про ключевые показатели эффективности, ни про инструменты управления персоналом. Учредители не обратили внимания на эти нюансы (как оказалось позже самые главные нюансы) и пригласили коуча в проект.
Задача проекта состояла в том, что требовалось определить индивидуальные цели и достижимость результатов каждым сотрудником в разрезе с общими задачами компании, речь шла о выполнении определенных плановых показателей. Первая проблема, с которой столкнулся коуч — это отсутствие экспертного авторитета. Сотрудники, осознавая существующий опыт за плечами коуча, проникаются серьезным уважением и работа идет намного эффективнее. И вот, во время работы коуча с сотрудниками, последние заметили, что коуч не понимает и не вдается в сложности достижения цели (у сотрудников они всегда есть, иногда объективные, иногда нет. Коуч с бизнес опытом как раз и может оценить объективность цели). К чему привел подобный диссонанс? У сотрудников возник внутренний барьер и коучинговая работа перестала быть возможной.
Далее, вторая сложность с которой столкнулся коуч — неумение, связанное с недостатком опыта в бизнесе и иных профессиональных навыков, определить объективность проблем и грамотно, доступно для понимания, проинформировать руководство о существующих проблемах. Как следствие, невозможность предоставить полезных рекомендаций по нейтрализации существующих проблем. Основная сложность, которая, как оказалось, стояла перед сотрудниками и которую коуч не смог «разглядеть» — отсутствие определенного метода по решению конфликтных ситуаций с клиентами, отработка жалоб клиентов и нежелание руководства стать клиентоориентированной компаний. В итоге работа коуча оказалась практически бесполезной, так как хоть цели и были поставлены, но, в связи со всем вышеизложенным, оказались не достигнуты.
Если руководство желает успешно справиться с задачами, тормозящими деятельность компании при помощи услуг бизнес-коуча, то стоит понимать, что он, конечно, мог бы решить все проблемы компании, но при условии использования дополнительно навыков наставника, тренера и личного опыта в бизнесе. В противном случае бизнес-коуч может выступить одним из участников проекта и работать в тандеме с другими бизнес-консультантами.
Или еще коучинг можно использовать, как дополнительный инструмент из общего набора познаний. Например, для выявления талантов сотрудников. Тут коучинг справляется замечательно.
personalpartner.ru
Поделиться
Возможно, нуже человек, прошедший обучение по направлениям "Управленческий коучинг" или "Командный коучинг". Однако меня заинтересовало вот что: вот есть коуч и есть команда. В статье ответственность за происходящее в проекте (и вполне обоснованно) возлагается на бизнес-коуча. Однако, помимо него, есть квалифицированные специалисты. Есть обладающее управленческим опытом руководство.
Озвучу мою собственную мысль: если коуч не обладает знанием специфики бизнеса, но хорошо владеет технологией проведения коуч-сессии (хоть в индивдуальном, хоть в командном формате), то с помощью его вопросов члены команды всё равно выйдут на необходимость решения проблем.
В описываемой же ситуации напрашиваются выводы: либо коуч не владел технологией коучинга, либо на него были возложены не соответствующие его профессии обязанности, либо имела место системная ошибка в управлении проектом (имеющая управленческие либо психологические корни).