Что такое Work-Life balance, и почему важно поддерживать его у сотрудников?

Ожидается, что организации, как никогда ранее, будут внедрять такую политику и процедуры, которые позволят сотрудникам не только эффективно работать, но и интегрировать свою работу и личную жизнь.

Все чаще ключевыми вопросами, связанными с работой, выступают рабочее время, интенсивность работы, усиление конкурентного давления на рынок труда, изменение рабочих и семейных ценностей среди молодых специалистов, возрастающая карьерная ориентация женщин.

У людей постоянно меняются жизненные приоритеты и значимость той или иной роли. Например, в этом году для меня может быть важен карьерный рост, потом у меня появится своя семья и фокус внимания будет направлен на нее, а потом я могу увлечься написанием рассказов и это поглотит меня. Но это не ставит работу и личную жизнь по разным сторонам баррикады. Потому что опыт, эмоции и энергия, полученные в одной сфере жизни, могут положительно влиять на другую.

Это происходит, когда роли являются теми, с которыми человек обладает высокой идентичностью, видит в них позитивные стороны, получает благодаря им определенное вознаграждение и привилегии, при этом обладает всеми ресурсами, чтобы справляться с ролевыми требованиями.

Итак, Work-lifebalance (WLB – баланс работы и личной жизни) – индивидуальное восприятие человеком того, насколько его рабочая и личная жизнь совместимы, содействуют его росту и насколько человек удовлетворен всеми своими ролями в соответствии с текущими жизненными приоритетами. Человек может достичь баланса, будучи в состоянии регулировать и контролироватьпроцесс распределения времени и энергии между сферами жизни. 

Building a Healthy Working Environment - Managing Work Life Balance

В компаниях, которые придерживаются таких взглядов, что работа и личная жизнь дополняют и обогащают друг друга, менеджеры следуют трем принципам:

  • Во-первых, ясно, открыто сообщают своим подчиненным о том, что важно для компании в целом, доносят приоритеты и задачи компании, при этом поощряют своих сотрудников высказываться и о своих личных интересах и заботах. Это делается для создания плана, удовлетворяющего как целям компании, так целям отдельного сотрудника.
  • Во-вторых, ценят и поддерживают своих сотрудников, видя в каждом индивидуальные особенности, которые могу быть также применимы в рабочем процессе по желанию сотрудника, даже если это не соответствует его прямым должностным обязанностям.
  • В-третьих, экспериментируют с методами выполнения работы в поисках подходов, способствующих росту эффективности организации и одновременно оставляющих сотрудникам время и возможности для реализации личных целей.

Когда руководители помогают найти равновесие между работой и личной жизнью, сотрудники чувствуют большую связь с компанией, растет их лояльность, мотивация работать лучше и эффективнее.

Опыт компаний по внедрению WLB-программ

Можно выделить основные инструменты, используемые организациями,для достижения баланса работы и личной жизни:

  • Основывающиеся на времени–например, гибкий график, неполный рабочий день, дистанционная работа.
  • Основывающиеся на информации– листовки, стенды, внутренние чаты и форумы по интересам, где люди могут делиться своим опытом и информацией из различных сфер жизни; консультации со специалистами по вопросам семейной и личной жизни.
  • Основывающиеся на услугах – например, корпоративные ясли, развозка и т.д.
  • Основывающиеся на финансах– например, семейные пособия, возмещение расходов на обучение, содействие в получении ипотеки.

7 эффективных составляющих программы WLB

1. Уход за иждивенцами: забота о детях, уход за пожилыми

В 2010 году проводилось исследование 4000 работающих родителей. Было обнаружено, что сотрудники, работающие в организациях, поддерживающих данную программу, менее подвержены стрессу, у них меньше проблем со здоровьем и демонстрируют большую лояльность и вовлеченность, чем сотрудники тех компаний, где нет данной программы. Уход за детьми и уход за пожилыми людьми, в условиях конкуренции при подборе персонала, имеет большой вес при выборе кандидатами места работы.

2. Активный подход к здоровью и благополучию

Организация мероприятий, направленных на поддержание здоровья и популяризацию здорового образа жизни; поощрение занятий спортом и организация корпоративных спортивных мероприятий; психологическая помощь; тренинги по стресс-менеджменту; организация спортивных и развлекательных мероприятий для детей сотрудников и т.д.По данным исследования 2005 года, сотрудники, участвующие в оздоровительных программах,в 3 раза реже пропускают работу.

3. Гибкость рабочего места

Есть много инструментов и применяемых подходов к повышению гибкости рабочих мест, включая гибкие стратегии карьерного роста, гибкие варианты льгот. Один из наиболее распространенных инструментов, используемыми для повышения гибкости рабочего места, является предоставление гибкого графика (дистанционная работа, сжатая рабочая неделя, свободный выбор режима рабочего времени и т.д.). Сотрудники с высоким уровнем доступа к гибкости рабочего места более вовлечены в работу, у них более высокие показатели удовлетворенности работой.

4. Финансовая поддержка

Возмещение расходов на обучение, содействие в получении ипотеки, скидки на определенные продукты или услуги, консультации для сотрудников по финансовым вопросам.

5. Оплачиваемый и неоплачиваемый отпуск

По запросу сотрудников (в таких значимых ситуациях, как получение дополнительного образования, рождение ребенка, участие в волонтерских, общественных программах и др.).

6. Общественная вовлеченность

Волонтерские программы, программа общих отпусков (предоставление личного отпускного времени другим сотрудникам в чрезвычайной ситуации), фонд помощи в случае стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, экологические программы. Работодатель, который уделяет внимание таким программам,вызывает положительную организационную идентичность. Измеримые последствия: сплоченность в коллективе, безукоризненная репутация в обществе и возможность набора лучших талантов в команду.

7. Трансформация организационной культуры

Это изменения в методах управления персоналом; поддержание проявления инициативы в коллективе; предоставление большей автономии в работе; отказ от измерения успешности работы по количеству потраченного времени, переход к ориентации на результат работы; создание групп по интересам в коллективе (хобби-клубов) и работа по реорганизации (сокращениенагрузок на работе и предотвращение профессионального выгорания).

Исследованиями подтверждено, что создание и внедрение программы work-lifebalance позитивно влияет на удовлетворенность, вовлеченность и лояльность сотрудников, а также на репутацию и привлекательность компании на рынке.

P.S. Если Вам интересна эта тема, рекомендую ознакомиться с книгой: Классика HBR. Как сбалансировать работу и личную жизнь / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 202с.

С уважением, Екатерина Пурик,
HR-консультант компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1