Структура системы оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения

Сегодня пристальное внимание уделяется проблемам качества открытого и дистанционного обучения (ОДО), что нашло свое отражение и в ряде федеральных целевых и отраслевых научно-технических программ, таких как ФЦП РЕОИС, НТП «Создание системы открытого образования» и др.

Одним из основных аспектов комплексной задачи создания системы качества ОДО является задача оценки качества программных комплексов для ДО (ПКДО). Их количество в последние годы стремительно растет, и перед образовательными учреждениями часто встает вопрос о проектировании, выборе или сертификации таких программных комплексов.

Под системой оценки качества ПКДО понимается совокупность взаимосвязанных процедур, методов и моделей, нацеленных на получение оценки характеристик ПКДО, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Поскольку процедура оценки качества достаточно трудоемка, необходимо наиболее эффективно использовать результаты этой оценки на всех этапах жизненного цикла ПКДО. Таким образом, цели оценивания определяются основными этапами жизненного цикла ПКДО. Результаты оценки качества ПКДО предполагается использовать в трех основных направлениях: при выборе ПКДО, для управления качеством при проектировании и разработке ПКДО и при их сертификации. Оценка качества ПКДО должна базироваться на системном подходе к анализу функциональности ПКДО, действующих стандартах в области оценки качества и обеспечивать учет пользовательских предпочтений согласно современным подходам к управлению качеством. Предлагаемая система оценки качества ПКДО имеет следующую структуру, согласованную со стандартом ISO 14598:1-6:1998-2000 «Оценивание программного продукта»:

1. Идентификация объекта исследования. Ее результатом является функциональная модель ПКДО, полученная после формулировки целей оценивания, идентификации потребителей результатов оценивания, выбора и обоснования методики моделирования по стандарту IDEF0, разработки процедуры моделирования. Полученная базовая функциональная модель представляет собой набор порядка двадцати IDEF0-диаграмм и легко может дополняться и модифицироваться под конкретные задачи оценки качества ПКДО, а также, благодаря иерархичности может использоваться фрагментарно для решения задач формализации требований к отдельным функциональным подсистемам ПКДО, оценки и обеспечения их качества.

2. Построение системы характеристик качества ПКДО. На этом этапе происходит формализация принципов оценивания. Этап состоит из определения требований к системе характеристик качества, формирования структуры характеристик качества ПКДО с использованием методологии развертывания функции качества (QFD) на основании полученной функциональной модели и стандартов, регламентирующих качество программных средств, а также определения метрик для единичных показателей качества. Полученная система характеристик качества является базовой, содержит около ста функциональных характеристик, детализированных в среднем пятьюдесятью конструктивными показателями каждая, и может быть взята за основу при решении конкретных практических задач оценки качества ПКДО. Практическая апробация на базе ЦДО МИЭМ позволила повысить эффективность разработки «ДО-он-лайн» и выявить приоритетные направления дальнейшего развития и усовершенствования данного программного продукта для повышения его конкурентоспособности.

3. Модель учета пользовательских предпочтений, которая формализует базовый принцип управления качеством по ISO 9000, связанный с ориентацией на потребителя, и включает методику экспертного опроса с использованием метода анализа иерархий для учета пользовательских предпочтений в виде весовых коэффициентов единичных показателей качества в полученной системе характеристик качества. Основным преимуществом использования именно этой модели является возможность получения количественных оценок для сравниваемых показателей даже в слабо формализуемых областях.

                                                                           Структура системы оценки качества

4. Программная реализация, автоматизирующая процедуру оценки качества ПКДО. В настоящее время Центром дистанционного обучения МИЭМ  завершается разработка сетевой многопользовательской базы данных с элементами экспертной системы, которая позволяет автоматизировать процедуру формирования системы характеристик качества и учета пользовательских предпочтений удаленными экспертами. Разработанные методики прошли апробацию в ряде проектов НТП «Создание системы открытого образования».

5. Методико-практические рекомендации по использованию полученных результатов оценки качества ПКДО при проектировании, сертификации и выборе ПКДО. На сегодняшний день эти рекомендации включают примеры типовых задач проектирования (распределение ресурсов на проектирование ПКДО для достижения максимального качества, минимизация ресурсов на проектирование ПКДО для достижения заданного качества), а также задачу выбора ПКДО с учетом соотношения «цена-качество» и целей конкретного образовательного учреждения.
Перспективами использования и развития полученных результатов являются: перенос разработанных методик оценки качества на другие предметные области, использование разработанного подхода к формированию системы характеристик качества ПКДО для развития нормативной базы в сфере качества ОДО, апробация и усовершенствование программного обеспечения экспертной системы оценки качества ПКДО, внедрение такой экспертной системы в качестве дополнительного сервиса образовательного портала, накопление результатов экспертных опросов специалистов в области ОДО с целью формирования объективной базы детализированных характеристик качества ПКДО.
Самостоятельный научный интерес представляет также исследование проблемы формирования и развертывания стандартизированных систем характеристик качества с точки зрения независимости отдельных показателей и квалиметрической корректности тех или иных видов свертки.
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1