Как оценить кандидата на руководящую должность: от компетенций до личности

Многие компании вкладывают значительные средства в развитие управленческих кадров. Однако тренинги и программы обучения не всегда приносят ожидаемый результат. Прежде чем инвестировать в развитие руководителя, необходимо провести качественную оценку его навыков и личных качеств.

Какие компетенции нужны руководителю?

Список необходимых компетенций зависит от уровня руководящей должности и сферы деятельности компании.

Для высшего руководства:
* Стратегическое и аналитическое мышление
* Управление эффективностью и изменениями

Для линейных руководителей:
* Организаторские способности
* Делегирование и постановка задач

Для руководителей проектов:
* Разделение стратегии на тактические задачи
* Приоритизация

Чем выше уровень руководящей позиции, тем большее влияние на эффективность работы оказывает личность руководителя.

Оценка уровня владения компетенциями:

Чтобы понять, какие компетенции нужно развивать, необходимо определить уровень их владения кандидатом. Для этого нужно прописать критерии высокого и низкого уровня владения каждой компетенцией и оценивать кандидата по ним.

Пример: Делегирование

Высокий уровень:
* Не боится давать сотрудникам рисковать и пробовать новые решения
* Побуждает подчиненных выходить за рамки комфорта
* Легко передает полномочия
* Поддерживает даже при ошибках

Низкий уровень:
* Вмешивается в выполнение задач
* Отменяет решения сотрудников
* Делегирует только безопасные задачи
* Навязывает свое мнение

Оценка стиля руководства:

При оценке важно определить стиль руководства кандидата. Это помогает выявить его личностные особенности в отношениях с подчиненными. Также нужно учитывать предыдущий опыт работы и сферу деятельности компании, в которой трудился кандидат.

Примеры инструментов оценки:

  • Собеседование: интервью по компетенциям, бизнес-кейсы, проективные вопросы
  • Тестирование: определение общей направленности личности, самооценка
  • Ассессмент: комплекс испытаний, позволяющий оценить не только теоретические знания, но и поведенческие индикаторы компетенций
  • Оценка 360 градусов: обратная связь от руководителей, подчиненных, коллег
  • Анализ результатов работы: экономические или качественные показатели

Оценка личных качеств:

Личные качества можно оценить с помощью проективных вопросов, кейсов, а также изучив опыт работы кандидата в сложных ситуациях.

Пример: Стрессоустойчивость

Проективные вопросы:
* Как вы справляетесь с критикой?
* Какую самую сложную ситуацию вы переживали на работе?

Кейс:
* Ситуация, требующая быстрого и взвешенного решения в условиях стресса.

Важно:
* Четко определить критерии оценки каждого качества.
* Провести анализ результатов всех этапов оценки.
* Принять взвешенное решение о найме или отказе от кандидатуры.

Заключение:

Проведение качественной оценки управленческих компетенций и личных качеств кандидата на руководящую должность позволит определить, какие именно навыки нужно развивать, и повысить шансы на успешный подбор руководителя.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться