(в английском варианте - Balanced Scorecard - BSC)
Это мощный и успешный инструмент управления реализацией корпоративной стратегии.
Классическая сбалансированная система показателей состоит из следующих перспектив:
Финансы
– включает финансовые показатели организации и позволяет менеджерам контролировать финансовый успех и капитализацию компании.
Процессы
– включает важные операционные цели и подчеркивает ключевые процессы, необходимые для удовлетворения запросов клиентов.
Клиенты
– включает показатели взаимоотношений с клиентом, такие как удовлетворенность клиента, рыночная доля в целевом сегменте, отличительные черты товаров и услуг.
Персонал
– включает нематериальные факторы будущего успеха, такие как человеческий капитал, организационный капитал, информационный капитал, в том числе навыки и квалификацию, корпоративную культуру, информационные системы и базы данных.
Сбалансированная система показателей (ССП) - это концепция системы стратегического управления эффективностью, которая позволяет организациям определять стратегические цели и управлять их достижением.
Первоначально данная концепция была представлена Девидом Нортоном и Робертом Капланом в статье “Harvard Business Review” (HBR) в 1992г.
ССП была признана HBR одной из наиболее влиятельных бизнес-идей за почти вековую историю журналов с 1925 года.
Как большинство хороших идей, ССП концептуально проста. Каплан и Нортон определяют 4 перспективы, охватывающие основные стратегические направления деятельности компании. Идея состоит в том, чтобы использовать эту модель как канву для разработки стратегических целей и критериев их достижения - показателей, их целевых значений и мероприятий по достижению целей.
Первоначально ССП была организована в виде четырехблочной модели (рис.1).
Многие организации создавали приборные панели, включающие 4 перспективы, чтобы обеспечить комплексный взгляд на деятельность компании.
Рис. 1 Традиционная схема ССП (Kaplan & Norton, 1992)
Тем не менее, эта классическая модель сегодня устарела и была вытеснена концепцией создания стратегических карт (рис.2), которые дополняются так называемыми счетными картами целей, показателей и инициатив.
Идея сбалансированной системы показателей проста, но чрезвычайно эффективна при должном применении. Компания практически гарантированно улучшит производительность, если управленческая команда будет использовать ключевые идеи ССП, чтобы:
1. Создать уникальную стратегию и визуализировать ее на стратегической карте с использованием причинно-следственных связей
2. Привести компанию и ее процессы в соответствие с целями, определенными в стратегической карте
3. Разработать разумные KPI
4. Использовать эти показатели для стимуляции развития и улучшения принятия решений
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
![]() | 71.92 КБ |
Поделиться