Планирование производительности труда

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - определение уровня производительности труда и темпов ее роста в планируемом периоде, обеспечивающих конкурентоспособность организации. При переходе к рынку принципиально меняется вся система П. п.т., цели и задачи планирования. Раньше руководители предприятий-монополистов старались заложить в планы как можно больше резервов, завышали численность персонала, фонды заработной платы. Когда предприятия получили полную самостоятельность и ответственность за планирование своей деятельности, директивы и руководящие указания дают уже не министерства и ведомства, а рынок. П. п.т. в этих условиях из средств сокрытия резервов, выбивания завышенных фондов и лимитов превращается в инструмент поиска резервов для улучшения деятельности предприятий, повышения их конкурентоспособности и выживаемости в жестких условиях рынка. Меняются при этом как методики, нормативная и информационная база, так и последовательность расчетов по П. п.т. и численности персонала. В качестве нормативной базы при расчетах необходимо принимать не спущенные сверху директивные задания по росту производительности труда и лимиты численности работающих, а показатели, достигнутые на аналогичных предприятияхконкурентах. Иначе будет выглядеть и порядок расчетов при П. п.т. Если раньше вначале рассчитывались уровень запланированной производительности труда и необходимый рост ее для выполнения установленных сверху заданий, то теперь предстоит все расчеты производить в обратном порядке — исходить из предельно допустимых в условиях рынка удельных издержек на рабочую силу и затем уже определять уровень производительности труда, выявлять резервы, осуществление которых обеспечило бы конкурентоспособность предприятия. При П. п.т. на отечественных предприятиях применялись два метода расчетов — метод прямого счета и метод планирования по факторам. С помощью метода прямого счета представляется возможным рассчитать уменьшение численности персонала под влиянием конкретных организационных мероприятий и соответствующий рост производительности труда. В условиях рынка предпочтение следует отдать методу планирования по факторам, к числу которых следует отнести следующие укрупненные группы: внешние факторы, не зависящие от работы предприятия; изменение объемов производства; структурные сдвиги в производстве продукции; повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; ввод в действие новых объектов. Особую сложность при П. п.т. представляет необходимость учета внешних факторов, многие из которых в условиях рынка трудно предсказуемы. Речь идет не только о постоянных колебаниях в спросе и предложениях на рынке товаров, но и возможных изменениях налоговых правил, размеров взносов на соц. страхование, в Пенсионный фонд, ожидаемая инфляция, повышение тарифных ставок, ММОТ, появление законодательных актов, предусматривающих новые природоохранные нормативные требования и соответствующие дополнительные расходы и т. п. В этих условиях искусство П. п.т. заключается в выдаче по возможности точного прогноза, чтобы руководители предприятия смогли заблаговременно принять необходимые меры для выживания на рынке.

Вид словаря: 
+1
0
-1