К 70-летию со дня рождения М.И. Лисиной
Е.О. Смирнова
Статья посвящена 70-летию со дня рождения Марии Ивановны Лисиной, выдающегося отечественного психолога, создателя нового направления в психологии – психологии общения.
Концепция общения М.И. Лисиной:
- Основана на культурно-исторической теории Л.С. Выготского, но развивает ее в новом направлении, фокусируясь на конкретном человеке - взрослом, как партнере по общению, а не просто как носителе культуры.
- Вводит новый предмет исследования: общение ребенка со взрослым.
- Заполняет пробел в культурно-историческом подходе: в то время как сам Выготский и его последователи рассматривали взрослого как посредника между ребенком и культурой, Лисина исследует живое, непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым.
Начало исследований:
- Идея исследования общения ребенка со взрослым была выдвинута А.В. Запорожцем, учителем М.И. Лисиной: Что происходит между матерью и ребенком, и каким образом в результате их взаимодействия осуществляется передача культурных норм?.
- М.И. Лисина, знакомая с исследованиями психологии младенчества в западной психологии, стремилась к их интерпретации в рамках культурно-исторической концепции, но подобная интерпретация в нашей стране отсутствовала.
Роль М.И. Лисиной в становлении отечественной психологии младенчества:
- Статья Подход к изучению ребенка первого года жизни в зарубежной психологии (1961) привлекла внимание к ранним этапам онтогенеза.
- Лисина и ее команда провели значимые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым, сравнивая развитие детей, воспитывающихся в семье и без семьи (в детских учреждениях закрытого типа).
Основные результаты исследований:
- Доказано: общение со взрослым является главным фактором психического развития, влияющим на познавательную активность, овладение предметными действиями, развитие речи, эмоциональную сферу и т.д.
- Переосмысление теории Выготского:
- Лисина отрицает психологическое единство ребенка и взрослого (прамы) и вместо этого говорит об эмоционально-личностных связях, возникающих в первом полугодии жизни.
- Выготский рассматривал первый год жизни как единый этап, Лисина же выделила три качественно различных периода развития, отличающихся отношением к взрослому.
Основные направления исследований М.И. Лисиной:
-
Влияние общения на психическое развитие ребенка:
- Общение определяет отношение к миру и характер восприятия.
- Общение со взрослым формирует внутренний план действий, эмоциональную сферу, познавательную активность, произвольность, волю, самооценку и т.д.
- Общение играет сквозную роль в смене ведущих деятельностей, стимулируя зарождение новых потребностей и форм деятельности.
- Лисина изучала кризисы возрастного развития, выделяя личностные новообразования, которые проявляются во всех сферах отношений ребенка.
-
Анализ общения как самостоятельной деятельности:
- М.И. Лисина предложила рассматривать общение как особый вид деятельности, предметом которой является другой человек.
- Использование схемы предметной деятельности А.Н. Леонтьева позволило выделить структурные компоненты общения (предмет, потребность, мотив, средства, продукты) и качественно своеобразные этапы развития общения (формы общения).
- В концепции Лисиной выделено четыре формы общения: ситуативно-личностное, деловое, личностное, познавательное.
Специфика потребности в общении:
- Лисина подчеркивает несводимость потребности в общении к другим видам потребностей.
- Ее специфика – в стремлении к познанию и оценке других людей, что, в свою очередь, ведет к самопознанию и самооценке.
Три группы качеств другого человека, которые становятся предметом общения:
- Познавательные: взрослый как источник сведений и организатор новых впечатлений.
- Деловые: взрослый как партнер по совместной деятельности, помощник и образец.
- Личностные: взрослый как особая личность, член общества, представитель определенной группы.
Проблема познания себя и другого:
- Лисина полагает, что в процессе общения человек познает не человека в целом, а его отдельные качества, опредмеченные свойства.
- Но одновременно человек не может быть объектом познания как предмет внешней среды. Он является неотъемлемой частью процесса самопознания.
Два плана рассмотрения общения в концепции Лисиной:
- Деятельностный подход: общение как предметная деятельность, с определенными структурными компонентами и этапами развития.
- Отношенческий подход: общение как условие человеческого способа жизни, где важную роль играют отношения Я к Другому.
Продукты общения:
- Взаимоотношения: результат деятельности общения, зависят от удовлетворения потребности в общении.
- Образ себя и другого: формируется в процессе познания качеств другого человека, а также собственных качеств.
Значение отношения взрослого для развития самосознания:
- Отношение взрослого к ребенку, выраженное не только в словах, но и в эмоциональной включенности, позволяет ребенку выделить себя, осознать свою отдельность от окружающего мира.
Проблема межличностных отношений:
- Одна из ключевых тем, развивающих концепцию Лисиной, является проблема межличностных отношений, которые рассматриваются в неразрывном единстве с развитием самосознания.
Вклад М.И. Лисиной в практику воспитания:
- Лисина всегда исходила из реальных жизненных проблем, разрабатывая новые подходы к воспитанию.
- Ее работы предлагают конкретные стратегии и методы воспитания, которые пока недостаточно широко используются.
Наследство М.И. Лисиной:
- Образец служения науке, подлинного научного творчества.
- Ценности и смыслы научного поиска, сочетающего бережное отношение к фактам и включение их в теоретический контекст.
- Тщательная, филигранная техника научного эксперимента.
- Фундаментальная теория, ставшая основанием для дальнейших исследований.
- Множество идей, гипотез и нерешенных проблем.
Завершение:
Освоить и воплотить наследство М.И. Лисиной – задача ее учеников и коллег, задача, имеющая не только профессиональное, но и личное значение.
Поделиться