Значение концепции общения М.И. Лисиной для отечественной психологии

К 70-летию со дня рождения М.И. Лисиной

Е.О. Смирнова

Статья посвящена 70-летию со дня рождения Марии Ивановны Лисиной, выдающегося отечественного психолога, создателя нового направления в психологии – психологии общения.

Концепция общения М.И. Лисиной:

  • Основана на культурно-исторической теории Л.С. Выготского, но развивает ее в новом направлении, фокусируясь на конкретном человеке - взрослом, как партнере по общению, а не просто как носителе культуры.
  • Вводит новый предмет исследования: общение ребенка со взрослым.
  • Заполняет пробел в культурно-историческом подходе: в то время как сам Выготский и его последователи рассматривали взрослого как посредника между ребенком и культурой, Лисина исследует живое, непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым.

Начало исследований:

  • Идея исследования общения ребенка со взрослым была выдвинута А.В. Запорожцем, учителем М.И. Лисиной: Что происходит между матерью и ребенком, и каким образом в результате их взаимодействия осуществляется передача культурных норм?.
  • М.И. Лисина, знакомая с исследованиями психологии младенчества в западной психологии, стремилась к их интерпретации в рамках культурно-исторической концепции, но подобная интерпретация в нашей стране отсутствовала.

Роль М.И. Лисиной в становлении отечественной психологии младенчества:

  • Статья Подход к изучению ребенка первого года жизни в зарубежной психологии (1961) привлекла внимание к ранним этапам онтогенеза.
  • Лисина и ее команда провели значимые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым, сравнивая развитие детей, воспитывающихся в семье и без семьи (в детских учреждениях закрытого типа).

Основные результаты исследований:

  • Доказано: общение со взрослым является главным фактором психического развития, влияющим на познавательную активность, овладение предметными действиями, развитие речи, эмоциональную сферу и т.д.
  • Переосмысление теории Выготского:
    • Лисина отрицает психологическое единство ребенка и взрослого (прамы) и вместо этого говорит об эмоционально-личностных связях, возникающих в первом полугодии жизни.
    • Выготский рассматривал первый год жизни как единый этап, Лисина же выделила три качественно различных периода развития, отличающихся отношением к взрослому.

Основные направления исследований М.И. Лисиной:

  1. Влияние общения на психическое развитие ребенка:

    • Общение определяет отношение к миру и характер восприятия.
    • Общение со взрослым формирует внутренний план действий, эмоциональную сферу, познавательную активность, произвольность, волю, самооценку и т.д.
    • Общение играет сквозную роль в смене ведущих деятельностей, стимулируя зарождение новых потребностей и форм деятельности.
    • Лисина изучала кризисы возрастного развития, выделяя личностные новообразования, которые проявляются во всех сферах отношений ребенка.
  2. Анализ общения как самостоятельной деятельности:

    • М.И. Лисина предложила рассматривать общение как особый вид деятельности, предметом которой является другой человек.
    • Использование схемы предметной деятельности А.Н. Леонтьева позволило выделить структурные компоненты общения (предмет, потребность, мотив, средства, продукты) и качественно своеобразные этапы развития общения (формы общения).
    • В концепции Лисиной выделено четыре формы общения: ситуативно-личностное, деловое, личностное, познавательное.

Специфика потребности в общении:

  • Лисина подчеркивает несводимость потребности в общении к другим видам потребностей.
  • Ее специфика – в стремлении к познанию и оценке других людей, что, в свою очередь, ведет к самопознанию и самооценке.

Три группы качеств другого человека, которые становятся предметом общения:

  1. Познавательные: взрослый как источник сведений и организатор новых впечатлений.
  2. Деловые: взрослый как партнер по совместной деятельности, помощник и образец.
  3. Личностные: взрослый как особая личность, член общества, представитель определенной группы.

Проблема познания себя и другого:

  • Лисина полагает, что в процессе общения человек познает не человека в целом, а его отдельные качества, опредмеченные свойства.
  • Но одновременно человек не может быть объектом познания как предмет внешней среды. Он является неотъемлемой частью процесса самопознания.

Два плана рассмотрения общения в концепции Лисиной:

  1. Деятельностный подход: общение как предметная деятельность, с определенными структурными компонентами и этапами развития.
  2. Отношенческий подход: общение как условие человеческого способа жизни, где важную роль играют отношения Я к Другому.

Продукты общения:

  • Взаимоотношения: результат деятельности общения, зависят от удовлетворения потребности в общении.
  • Образ себя и другого: формируется в процессе познания качеств другого человека, а также собственных качеств.

Значение отношения взрослого для развития самосознания:

  • Отношение взрослого к ребенку, выраженное не только в словах, но и в эмоциональной включенности, позволяет ребенку выделить себя, осознать свою отдельность от окружающего мира.

Проблема межличностных отношений:

  • Одна из ключевых тем, развивающих концепцию Лисиной, является проблема межличностных отношений, которые рассматриваются в неразрывном единстве с развитием самосознания.

Вклад М.И. Лисиной в практику воспитания:

  • Лисина всегда исходила из реальных жизненных проблем, разрабатывая новые подходы к воспитанию.
  • Ее работы предлагают конкретные стратегии и методы воспитания, которые пока недостаточно широко используются.

Наследство М.И. Лисиной:

  • Образец служения науке, подлинного научного творчества.
  • Ценности и смыслы научного поиска, сочетающего бережное отношение к фактам и включение их в теоретический контекст.
  • Тщательная, филигранная техника научного эксперимента.
  • Фундаментальная теория, ставшая основанием для дальнейших исследований.
  • Множество идей, гипотез и нерешенных проблем.

Завершение:

Освоить и воплотить наследство М.И. Лисиной – задача ее учеников и коллег, задача, имеющая не только профессиональное, но и личное значение.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться