Страшные и ужасные боссы, которые многому меня научили

Знаю, знаю... Во всеуслышание рассказывать о недостатках своего начальства - как минимум неэтично. В конечном итоге, потенциальный работодатель никогда не наймет сотрудника, который плохо отзывается о своем предыдущем работодателе.

Перед тем, как начать, давайте кое-что проясним. Каждому из нас есть что вспомнить о прежнем руководстве. Каждый из нас обсуждал неприятные ситуации с кем-то, кому он доверяет. И это нормально. Я не буду упоминать конкретные имена, должности и даты. У меня нет цели изобличить некомпетентных руководителей, с которыми мне довелось поработать. Я вовсе не пытаюсь выставить их и армию в целом в невыгодном свете. Я люблю нашу армию. Я посвятил ей более 20 лет своей жизни. Но давайте посмотрим правде в глаза. В организации, которая по праву гордится своими лидерами, есть совершенно бездарные руководители и есть люди, которые работают под их началом. Именно поэтому я намерен рассказать вам, мои уважаемые читатели, о тех уроках, которые мне удалось извлечь, работая под посредственным руководством.

Честно говоря, руководители, о которых я хочу рассказать, вовсе не были плохими людьми. Если бы они не занимали вышестоящую должность, возможно, мы могли бы стать друзьями. Я действительно не отказался бы выпить с некоторыми из них. Я уважаю их человеческие качества и желаю им всего наилучшего. Просто они осуществляли неумелое руководство, и я хочу рассказать вам, почему я так считаю. Отрицательный опыт зачастую дает нам больше, чем положительный, но я не могу сказать, что плохого в моей работе было больше, чем хорошего.

Мой первый начальник громко кричал по любому поводу

Я знаю, многие руководители любят время от времени повышать голос. В армии руководители привыкли отдавать приказы на повышенных тонах, однако в наши дни эта привычка постепенно отмирает. Мой начальник горланил ВСЕ время. Честно говоря, я не понимаю, почему он не охрип в первый же день. Я подозреваю, что у него имелась парочка запасных речевых аппаратов, и он менял их по мере необходимости. Я не знал, почему он все время кричал на меня и других солдат. Я знаю, что это началось после того, как я сказал ему, что не собираюсь заключать повторный контракт, но, возможно, это было просто совпадение.

Не поймите меня неправильно. Я не очень впечатлительный человек. Мне не раз приходилось выслушивать тирады. Мне кажется, что люди повышают голос, когда чувствуют свое бессилие в решении проблем. Но так как босс кричал все время, я просто терялся в догадках, пытаясь понять, в чем конкретно заключалась проблема. Если бы он просто повышал на меня голос, я бы мог с этим справиться, но вещи, которые он говорил, задевали меня за живое.

В то время я был довольно молод. Я знал об армии и своей работе то, что должен был знать, но я не могу сказать, что знал все на свете. В то время мне бы очень пригодился совет наставника. Но вместо этого на меня без конца кричали. Кричали за то, что я чего-то не знал. Кричали за то, что я знал о чем-то недостаточно. И даже за то, что я знал и выполнял безупречно. Мой начальник не испытывал недостатка в крепких и обидных словах. У него был свой собственный способ похвалить меня за отличную работу. Он просто молчал. Или говорил что-то вроде "Я уверен, ты еще найдешь способ все испортить". Это был своего рода комплимент, и временами я чувствовал себя не очень несчастным.

Проблема заключалась в том, что такое руководство существенно снижало продуктивность моей работы. И это неудивительно. Если я в чем-то ошибался, то получил заслуженный выговор. Но если я делал все правильно, реакция оставалась неизменной. Я просто не видел смысла прикладывать усилия. Я мог бы делать что угодно. Я знал, что в любом случае в отчете о моей работе не найдется места для похвалы. Я был в этом уверен. Поэтому я делал то, что хотел.

Помните, это было много лет назад. Сейчас мое достоинство и самооценка не позволили бы мне поступать подобным образом, вне зависимости от поведения начальства. Но тот опыт дал мне возможность сделать следующие выводы.

1. Не стоит постоянно разговаривать на повышенных тонах

Если вы будете это делать, вы не сможете контролировать действия своих подчиненных. Крик не решит проблем. Повысив тон, вы можете сделать акцент на определенном моменте, но при этом не стоит использовать оскорбительную лексику. В противном случае ваши сотрудники будут кричать на вас в ответ или испугаются до такой степени, что будут не в состоянии продуктивно работать. Одно я знаю наверняка - криком проблему не решить.

2. Хвалите прилюдно, ругайте тет-а-тет

Мой начальник кричал на меня в присутствии моих коллег. Я чувствовал, как они теряли ко мне уважение. Никто не хотел мне помогать. Никто не хотел проводить со мной время после работы. Все боялись ко мне обратиться, чтобы не стать новой мишенью насмешек для босса. Один из коллег сказал мне: "Я бы рад тебе помочь, но я просто не хочу портить с ним отношения". Унижая кого-либо публично, вы приобретаете абсолютно бесполезного члена коллектива.

Одаривая подчиненных похвалой всякий раз, когда они этого заслуживают, вы добьетесь прямо противоположного эффекта. Вас будут считать справедливым лидером, который ценит то, что делают члены его коллектива.

3. Помните, что каждый человек достоин уважения

Это был сложный урок. В то время я совершенно не чувствовал своей ценности для коллектива. Но мне пришлось понять одну вещь. Плохой руководитель не мог забрать у меня то, что я любил, и не мог заставить меня перестать любить это. Кроме того, я понял, что не стоило говорить о начальнике плохое, потому что в подразделении были люди, которым он был небезразличен. И хотя руководитель заслуживал того, что о нем говорили, я уверен, те слова ранили его, по крайней мере, хоть немного. Никому не нравится, когда о нем говорят плохо, в особенности если эти слова исходят от подчиненных. Как бы ни был отвратителен мой босс, я должен был держать свои чувства при себе. Оглядываясь назад, должен сказать, что руководитель вел себя абсолютно непрофессионально. Но говорить об этом не стоило, так как все равно никто не поверил бы моим словам до конца.

Мой второй начальник любил все делать сам

Хотите - верьте, хотите - нет, но склонность к микроменеджменту - далеко не самое худшее из возможных качеств руководителя. Начальник, который любил все делать сам, встретился мне в середине моей карьеры. Он до такой степени не верил в свою команду, что даже не утруждал себя микроменеджментом. Он делал все сам. После нескольких месяцев работы с ним я понял, что любые попытки сделать что-либо были напрасной тратой времени. Руководитель переделывал мою работу за меня. Кстати говоря, в большинстве случаев все было в точности так же. Говорить об этом смешно, но он постоянно жаловался на то, что члены его команды никак ему не помогают. Он утверждал, что не может взять отпуск, потому что без него работа совсем остановится. Он никогда не пытался ничему научить. Он говорил: "Сделать самому будет куда быстрее".

К сожалению, работоспособность команды от этого очень страдала. Нам просто было нечего делать. Разумеется, анализ работы подразделения всегда содержал лишь положительные отзывы. Почему бы и нет? Руководитель делал за нас всю работу. Но несмотря на это, мы никогда не удостаивались по-настоящему высокой оценки. Командир знал, что никто из нас не проходил обучение, не получал награды или повышения, как это делали члены других команд. Мы совершенно не развивались, несмотря на то, что глава подразделения отлично знал свое дело. Он просто был посредственным лидером.

Несмотря на то, что он не тратил время на наше обучение, я все же смог извлечь несколько уроков из работы с ним. Вот как они звучат:

1. Если вы думаете, что ваше постоянное присутствие на рабочем месте жизненно необходимо, вы уже проиграли

Команда состоит из лидера и его последователей. Мы не были командой. Мы были кучкой неопытный солдат, возглавляемых более опытным коллегой, которому еще предстояло стать опытным лидером. Я уверена, он им стал, разумеется, гораздо позже. Но тогда ситуация была безнадежно испорчена. Люди были деморализованы. Мы не могли выполнять свои задачи без участия руководителя, потому что он убедил нас в этом.

2. Готовьте себе замену

Звучит как угроза вашему положению, не так ли? Нет, в современном мире это не так, и я с радостью объясню вам, почему. Раньше люди могли оставаться на одном и том же месте 30-40 лет, и тогда подчиненный, способный выполнять их обязанности, становился реальной угрозой, поскольку руководство в любой момент могло поменять их местами. Но эта практика больше не используется. Если вы научитесь исполнять обязанности своего руководителя (см. следующий пункт), а один из ваших подчиненных научится исполнять ваши обязанности, вы оба сможете продвинуться выше по карьерной лестнице. А, может, и не так. Если ваш подчиненный научится исполнять обязанности руководителя, он может уйти в другую компанию. Или получить прибавку к жалованию и подождать, пока откроется вакансия, соответствующая его новым знаниям и навыкам.

Кроме того, если в вашей команде будет человек, способный вас заменить, вы сможете взять выходной в случае необходимости. Если одни из ваших подчиненных достигнет больших успехов, вы оба сможете указать это при написании анализа работы.

3. Вы не сможете стать эффективным лидером, если не будете обучать своих подчиненных

Многие люди испытывают неуемную потребность в новых знаниях. Конечно, есть и те, кто будет с восторгом заниматься одним и тем же ежедневно на протяжении 50 лет. Но их не так много. Настоящие профессионалы всегда находятся в поиске новых идей и способов их воплощения. Они будут рады получить новый урок, чтобы не тратить время на совершение собственных ошибок и научиться на чужих. Руководитель просто не имеет права хранить все свои знания и не пытаться поделиться ими. Потому что как только он уйдет, вместе с ним уйдут и его знания. В этом случае организация потеряет время, деньги и другие ресурсы, чтобы обучить сових сотрудников тому, чему их должен был обучить ушедший руководитель.

Мой третий начальник постоянно отсутствовал на рабочем месте

Такие люди редко задерживаются на частных предприятиях, но в армии от них избавиться куда тяжелее. Все знают этот тип. Такой руководитель поругал бы вас за десятиминутное опоздание, но он никогда не узнает об этом, потому что сам опоздал на 20 минут. Или вовсе не пришел. Бывали дни, когда он ненадолго приходил утром, однако потом какая-то личная причина заставляла его срочно уйти. В 8.50 он отбывал на встречу, которая была запланирована на 10.00. Возвращаясь с собрания, он задерживался где-то по меньшей мере на полчаса. Но даже если он находился на рабочем месте, то постоянно отвлекался и все равно ничего не делал. Он часто спрашивал нас, о том, чем должно заниматься подразделение.  Ах, работа? Ну да, нам приходилось делать все самим, потому что ему срочно нужно было отвести дочку к стоматологу. Когда под конец рабочего дня я пытался зайти к нему, чтобы получить кое-какие указания или свериться с планом, его не было на месте. Я выглядывал из окна на парковку, но машины на выделенном ему месте тоже не было.

Наутро следующего дня он созывал общее собрание. Он говорил, что недоволен нами, потому что кто-то из вышестоящего руководства рассказал ему о том, что мы якобы не работаем. И мы никогда не знали, что конкретно  было не сделано. Разумеется, накануне вышестоящее начальство выдало нашему руководителю список, но он его потерял. После этого он начинал на нас кричать, а в конце выдавал распоряжение "все исправить самим", потому что со следующего дня он отправлялся в отпуск и не хотел, чтобы его беспокоили.

Несмотря на то, что большую часть времени я исполнял обязанности своего руководителя, я все же сумел извлечь пару уроков.

1. Научитесь выполнять обязанности своего босса

Вы не можете знать заранее, в какой момент времени это умение вам пригодится. Для солдат, регулярно участвующих в сражениях, этот принцип очевиден, однако он срабатывает и для представителей менее рискованных профессий. Даже если ваш руководитель превосходно справляется со своими обязанностями, жизнь всегда полна неожиданностей. Не у всех руководителей есть время и возможность обеспечить преемственность или хотя бы кратно ввести вас в курс важных дел. Если вы будете в состоянии помочь с ними справиться, он наверняка это оценит. А если руководитель будет постоянно отсутствовать на рабочем месте, у вас будут все шансы занять его место - временно или постоянно. Кроме того, это очень поможет вашей команде.

2. Всегда спрашивайте начальника о том, как прошло собрание, которое он посетил

Эффективное общение - ключ к успешной работе. Ну да это и так все знают. Почему я это повторяю? Да потому что это очень важно! Руководитель, которые часто отсутствуют на рабочем месте, часто бывают не в курсе того, что происходит в офисе. Он просто не может оценить важность информации или не считает необходимым ее сообщать. Даже самый лучший руководитель может что-то забыть. Он может быть расстроен тем, как прошло собрание, или занят своими собственными мыслями. Его может отвлечь что-то важное, и в конечном итоге команда не получит нужные указания. Это может обернуться катастрофой.

3. Подавайте пример

Этот принцип содержится в любой книге по лидерству и является одним из основных.  Я никогда не понимал его важности до тех пор, пока не столкнулся с руководителем, который постоянно отсутствовал на своем рабочем месте. Тогда в команде присутствовали по-настоящему ценные специалисты, но все они постепенно становились похожими на того руководителя. Чем позже он приходил в офис, тем позже приходили и мы. Он относился к своим обязанностям с безразличием, и мы тоже постепенно теряли к ним интерес. Мы были похожи на крыс, бегущих с тонущего корабля. К тому моменту я был уже достаточно опытен для того, чтобы принимать сложившуюся ситуацию как данность. Я собрал коллег и предложил им изменить ее. Мы пришли к общему соглашению и стали усердно работать сообща, не обращая внимания на выходки руководителя.

Если вы хотите, чтобы ваши подчиненные приходили на работу за 10 минут до начала рабочего дня, вы сами должны являться в офис на 15 минут раньше назначенного срока. Вы должны быть в состоянии замещать их в случае необходимости. Может, вы и потеряли квалификацию, став руководителем, но вы по-прежнему остаетесь специалистом в своей области. Снабжайте свою команду самой актуальной и достоверной информацией, придерживайтесь общей политики компании. Если вы совершили ошибку, признайте это и несите ответственность так, как это подобает любому члену коллектива. Так вы сможете заслужить доверие подчиненных, которые тоже когда-нибудь смогут стать достойными руководителями.

Я могу припомнить еще сотни примеров. Выше я рассказал о самых ярких из них. Вы сможете справиться с любыми трудностями, даже если вам приходится работать под началом некомпетентного руководителя. Вы можете извлечь уроки из любой, даже самой неудачной ситуации. По крайней мере, вы будете знать, чего делать не следует.

Как я уже упоминал, я не собирался жаловаться, обвинять кого-то или выставлять свою организацию в невыгодном свете. Я уважаю руководителей, с которыми мне довелось работать, и в противовес каждому негативному примеру можно привести массу положительных примеров. Вне зависимости от опыта, всегда можно извлечь полезный урок. Помните, руководители приходят и уходят.

Вряд ли вы обречены работать под началом плохого босса всю жизнь. 

Первая публикация: 2014-09-08

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Linkedin.com
Автор перевода: 
  • Айрапетова Ольга
+1
0
-1
Аватар пользователя Ирина Родонова

Все мои начальники были очень строгими людьми. Лично я считаю что в этом и был залог их успеха, не даром говорят если подчиненные тебя бояться значит уважают.