Прежде чем вы уйдете… Выходное интервью

Сотрудник робко входит в ваш кабинет и спрашивает: «Я могу с вами поговорить?» Он закрывает дверь и говорит: «Я ухожу».

Это типичная ситуация, с которой сталкиваются все менеджеры без исключения. Когда эмоции отходят на второй план, мы пытаемся представить, как можно продолжить работу без этого сотрудника. К сожалению, в подобной суматохе многие руководители пропускают очень важный момент – шанс получения ценной информации от сотрудника, который уходит, так называемое «выходное интервью».

Выходное интервью – это беседа с работником, который покидает компанию, направленная на выяснения причин ухода и получения ответов на различные вопросы, касающиеся работы, рабочей атмосферы и отношения между сотрудниками. Эта беседа, как правило, проходит в непринужденной атмосфере. Вы можете получить много ценной информации, которая, в дальнейшем, может помочь вам сделать ваш бизнес более прибыльным, а работу сотрудников – более эффективной.

Выходное интервью должен проводить HR-специалист или квалифицированное третье лицо, которое было нанято специально для этой работы и анализа ее результатов. Чем более объективный специалист, тем лучше. Как правило, выходное интервью проводиться за несколько дней до ухода сотрудника (но не после того, как он уже покинул компанию).

Беседу можно проводить в форме «вопрос-ответ», но, как показывает практика, более креативный подход приносит намного лучшие результаты. С его помощью вы сможете выяснить реальные причины ухода этого специалиста. Поинтересуйтесь, что компания могла бы сделать год назад, чтобы ценный сотрудник остался в компании. Предложите работнику представить себя в роли генерального директора и спросите его об изменениях, которые бы он внедрил в компанию во время своего пребывания в должности. Этот стиль опроса дает более честные и креативные ответы.

Вам также не следует забывать и о вопросах, которые касаются руководителей, сотрудников, внутренних связей и других важных моментов. Чем более спонтанный и креативный подход вы выбираете, тем лучше результат. Вы должны задать несколько прямых вопросов о том, как другие сотрудники воспринимают компанию и какие ситуации или проблемы приводят к уходу людей. Ищите информацию о любых видах нарушения со стороны руководства или трудовой дисциплины. Наконец, всегда предоставляйте возможность сотруднику поделиться с вами всем тем, возможно, и своими эмоциями, о чем вы и не спрашивали. Просто скажите: «Возможно, вы хотели бы еще что-то добавить?» Вся полученная информация должна быть тщательно записана.

Теперь полученную ценную информацию можно применить и для «благого дела». Составьте доклад по всему материалу, который вы получили во время выходного интервью, и предоставьте его на рассмотрение высшему руководству. Выходное интервью – это обратная связь, которую необходимо пересматривать, обсуждать и, в большинстве случаев, действовать «согласно ее указаниям».

Многие говорят, что выходное интервью дает информацию, которую уже все и так знают, а также выделяет те области, которые находятся вне нашего контроля: мы платим слишком мало, «безбожно» эксплуатируя трудовые ресурсы, и не обеспечиваем достаточной подготовкой. Реальность такова, что благодаря этой обратной связи вы можете получить данные, возможно, не всегда новые для вас, которые всегда являются ценными. Если вы сделаете выходное интервью частью процесса управления персоналом, то это принесет только положительный результат для вашей компании.

Первая публикация: 2012-03-22

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Blr.com
Перевод: 
  • Татьяна Горбань

Поделиться