Построение общественной практики средствами образования: взгляд В. В. Давыдова

В. В. Давыдов, выдающийся психолог и педагог, в своих работах Виды обобщения в обучении (1997), Проблемы развивающего обучения (1986) и Теория развивающего обучения (1996) предложил принципиально новое понимание практики образования и способы ее построения. Его ключевая идея – развитие ребенка и педагога как центральная цель учебного процесса.

Давыдов разработал концепцию деятельностного содержания образования, утверждая, что освоение способов деятельности, лежащих в основе понятий, позволяет ребенку продвигаться в изучении учебного материала. Деятельность становится содержанием образования только в том случае, когда она становится предметом рефлексии в ситуации учения-обучения. Это требует формирования рефлексивного мышления и сознания у учащегося.

Для реализации этого Давыдов предложил интериоризацию – процесс превращения внешнего способа деятельности во внутренний психический механизм. В своей работе он опирается на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского, подчеркивая важность освоения объективно выделенных и зафиксированных способов деятельности.

В своей теории Давыдов выдвигает гипотезу о строении мыслительного акта как основе построения понятийных схем. Он представляет понятие как способ деятельности, раскрывая механизмы, стоящие за ним. Давыдов использует диалектическую логику для построения учебных предметов, развертывая процесс организации учебного материала от абстрактного к конкретному.

Основным результатом реализации деятельностного содержания образования Давыдов считает формирование деятельностно организованного сознания, способного рефлектировать, вычленять и видеть деятельность и деятельностные процессы в мышлении.

В контексте формирования такого сознания Давыдов поднимает вопрос выращивания рефлексии у учащегося. Он выделяет три сферы рефлексии: деятельность и мышление, коммуникация и кооперация, самосознание.

Рост самосознания, по Давыдову, происходит не в пустоте, а в процессе мышления, деятельности, коммуникации, являющихся предельной онтологией. Выращивание внутренней рефлексии возможно только в конкретных ситуациях взаимодействия детей и взрослых при осуществлении этих процессов.

В рамках своей концепции Давыдов критикует англосаксонский эмпиризм, лежащий в основе существующей практики образования, предлагая альтернативу в виде школы мышления в противовес школе памяти.

В заключение, Давыдов рассматривает деятельностное сознание как искусственно-естественную форму сознания, основанную на плане преобразований, но одновременно опирающуюся на культурно-историческую практику.

Работа Давыдова является фундаментом для новой гигантской области конструктивной дидактики, направленной на создание нового типа содержания образования, способного формировать деятельностно организованное сознание и развивать способности учащихся.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться