Российский капитализм достиг определенных высот: магазины полны товаров, у большинства есть мобильные телефоны, а миллионы путешествуют за границу. Возникли динамичные компании, привлекательные для иностранных инвесторов, и появились успешные предприниматели, известные всему миру. Но где же российские генеральные директора (СЕО), сравнимые с легендарными фигурами западного бизнеса?
Профессор Станислав Шекшня в своем исследовании, посвященном проблеме нехватки выдающихся СЕО в России, анализирует взгляды самих генеральных директоров, владельцев компаний и сотрудников. Он приходит к выводу, что российские СЕО пока не достигли уровня своих западных коллег, что объясняется комплексом причин.
Российские СЕО - кто они?
Самооценка российских СЕО скромна: они видят себя профессионалами, работающими на уровне своих компаний. Они осознают свои сильные стороны (интеллект, эмоциональный интеллект, воля), но не замечают слабостей, таких как мягкость, неорганизованность и неуверенность в себе.
Взгляд акционеров и сотрудников
Владельцы компаний, хотя и понимают, что без наемных управленцев не обойтись, часто сомневаются в способности гендиректоров действовать в долгосрочных интересах компании. Они создают системы контроля, вмешиваются в управление, недоверяют наемному менеджменту.
Сотрудники видят в своих СЕО эгоистов, сосредоточенных на акционерах и чиновниках, игнорирующих потребности своих подчиненных и клиентов. Они считают, что СЕО не умеют вдохновлять сотрудников, не заботятся о будущем компании.
Откуда берутся хорошие СЕО?
Шекшня предлагает ряд мер, которые помогут повысить уровень подготовки российских СЕО:
- Собственники:
- Создавать в компаниях пространство для роста будущих СЕО.
- Делегировать ответственность за прибыль и проекты.
- Вкладывать в развитие лидерских качествах у перспективных сотрудников.
- Привлекать иностранных СЕО в качестве наставников.
- Генеральные директора:
- Связывать свои цели с успехом компании.
- Изучать собственную личность и то, как их видят ключевые контрагенты.
- Развивать систему распределенного лидерства, вовлекая в процесс управления больше сотрудников.
- Формировать управленческую команду на основе профессионализма, а не личной преданности.
Диагноз - что и почему?
Проблема заключается не в недостатке интеллекта или таланта у российских СЕО, а в неправильном отношении к своей работе. Они не считают ее призванием, а видят как работу - средство для достижения личных целей.
Причины этого отношения:
- Быстрый рост российской экономики делает предпринимательство более привлекательным для амбициозных лидеров.
- Большинство российских компаний не предлагают достаточно пространства для развития лидерских качеств.
- Отсутствие эффективной системы подготовки будущих СЕО.
- Нехватка ролевых моделей для подражания.
Как изменить ситуацию?
Для того чтобы в России появились выдающиеся СЕО, необходимы изменения в культуре менеджмента и отношении к профессии генерального директора. Это требует сознательных усилий как от собственников компаний, так и от самих СЕО.
Если эти изменения будут проведены, то через пять лет в России могут появиться сотни высококлассных СЕО и компаниям, конкурирующих с лучшими в мире.
Поделиться