Как исследователи изучают психологические явления? Они используют процесс, известный как научный метод, для изучения различных аспектов мышления и поведения людей.
При проведении исследований следует придерживаться следующих этапов научного метода:
- Наблюдайте то, что вы хотите исследовать
- Задайте вопрос исследования и сделайте прогноз
- Проверьте гипотезу и соберите данные
- Проанализируйте результаты и сделайте выводы
Отчитаться и поделиться результатами
Этот процесс не только позволяет ученым исследовать и понимать различные психологические явления, но и дает исследователям и другим людям возможность поделиться и обсудить результаты своих исследований.
Что такое научный метод?
Что такое научный метод и как он используется в психологии?
Научный метод состоит из пяти этапов. По сути, это пошаговый процесс, которому могут следовать исследователи, чтобы определить, существует ли какая-то взаимосвязь между двумя или более переменными.
Зная этапы научного метода, вы сможете лучше понять процесс, через который проходят исследователи, чтобы прийти к выводам о поведении человека.
Шаги научного метода
Хотя исследования могут быть разными, это основные шаги, которые психологи и ученые используют при изучении поведения человека.
Ниже перечислены шаги научного метода в следующем порядке:
Шаг 1. Провести наблюдение
Прежде чем исследователь сможет начать работу, он должен выбрать тему для изучения. После того как область интересов выбрана, исследователи должны провести тщательный обзор существующей литературы по данному вопросу. Этот обзор даст ценную информацию о том, что уже было изучено по данной теме и на какие вопросы еще предстоит ответить.
Обзор литературы может включать в себя изучение значительного количества письменных материалов из книг и научных журналов за несколько десятилетий.
Соответствующая информация, собранная исследователем, будет представлена во вводном разделе окончательных опубликованных результатов исследования. Этот справочный материал также поможет исследователю с первым важным шагом в проведении психологического исследования: формулировкой гипотезы.
Шаг 2. Задать вопрос
После того как исследователь что-то понаблюдал и получил некоторую справочную информацию по теме, следующий шаг - задать вопрос. Исследователь формирует гипотезу, которая представляет собой обоснованное предположение о связи между двумя или более переменными
Например, исследователь может задать вопрос о связи между сном и успеваемостью:
Чтобы сформулировать хорошую гипотезу, важно подумать о различных вопросах, которые могут возникнуть у вас по конкретной теме.
Вам также следует подумать о том, как вы можете исследовать причины. Фальсифицируемость является важной частью любой достоверной гипотезы. Другими словами, если гипотеза оказалась ложной, у ученых должен быть способ продемонстрировать ее ложность.
Шаг 3. Проверка гипотезы и сбор данных
После того как у вас есть надежная гипотеза, следующим шагом научного метода является проверка этой догадки путем сбора данных. Точные методы, используемые для исследования гипотезы, зависят от того, что именно изучается. Существует две основные формы исследования, которые может использовать психолог: описательное или экспериментальное исследование. Описательное исследование обычно используется, когда трудно или даже невозможно манипулировать рассматриваемыми переменными. Примерами описательных исследований являются изучение конкретных случаев, натуралистическое наблюдение и корреляционные исследования. Телефонные опросы, которые часто используются маркетологами, являются одним из примеров описательных исследований.
Корреляционные исследования довольно распространены в психологических исследованиях. Хотя они не позволяют исследователям определить причину и следствие, они дают возможность выявить взаимосвязи между различными переменными и измерить силу этих взаимосвязей.
Экспериментальные исследования используются для изучения причинно-следственных связей между двумя или более переменными. Этот тип исследования предполагает систематическое манипулирование независимой переменной, а затем измерение эффекта, который она оказывает на определенную зависимую переменную.
Одно из главных преимуществ этого метода заключается в том, что он позволяет исследователям определить, действительно ли изменения в одной переменной вызывают изменения в другой.
Хотя психологические эксперименты часто довольно сложны, простой эксперимент довольно элементарен, но позволяет исследователям определить причинно-следственные связи между переменными. В большинстве простых экспериментов используется контрольная группа (те, кто не получает лечения) и экспериментальная группа (те, кто получает лечение).
Шаг 4. Изучить результаты и сделать выводы
После того как исследователь разработал план исследования и собрал данные, настало время изучить эту информацию и сделать выводы о том, что было обнаружено. Используя статистику, исследователи могут обобщить данные, проанализировать результаты и сделать выводы на их основе.
Так как же исследователь решает, что означают результаты исследования? Статистический анализ не только может подтвердить (или опровергнуть) гипотезу исследователя, но и определить, являются ли полученные результаты статистически значимыми.
Если результаты считаются статистически значимыми, это означает, что маловероятно, что они являются случайными.
На основании этих наблюдений исследователи должны определить, что означают полученные результаты. В некоторых случаях эксперимент подтверждает гипотезу, но в других случаях он не подтверждает ее.
Что же происходит, если результаты психологического эксперимента не подтверждают гипотезу исследователя? Значит ли это, что исследование было бесполезным?
То, что результаты не подтверждают гипотезу, не означает, что исследование не является полезным или информативным. На самом деле, такие исследования играют важную роль, помогая ученым разрабатывать новые вопросы и гипотезы для изучения в будущем.
После того как выводы сделаны, следующий шаг - поделиться результатами с остальным научным сообществом. Это важная часть процесса, поскольку она вносит вклад в общую базу знаний и может помочь другим ученым найти новые направления исследований.
Шаг 5. Сообщить о результатах
Заключительным шагом в психологическом исследовании является сообщение о результатах. Часто это делается путем составления описания исследования и публикации статьи в академическом или профессиональном журнале. Результаты психологических исследований можно увидеть в рецензируемых журналах, таких как Psychological Bulletin, Journal of Social Psychology, Developmental Psychology и многих других.
Структура журнальной статьи соответствует определенному формату, разработанному Американской психологической ассоциацией (APA). В этих статьях исследователи:
- Представляют краткую историю и историю предыдущих исследований
- Представляют свою гипотезу
- Указывают, кто участвовал в исследовании и как они были отобраны
- Представляют операциональные определения для каждой переменной
- Опишите меры и процедуры, которые использовались для сбора данных
- Объясните, как анализировалась собранная информация
- Обсудите, что означают полученные результаты
Почему так важен подробный отчет о психологическом исследовании? Четко объясняя шаги и процедуры, использованные в ходе исследования, другие исследователи могут повторить полученные результаты. Редакционный процесс, используемый академическими и профессиональными журналами, гарантирует, что каждая представленная статья проходит тщательную экспертную оценку, что помогает убедиться в научной обоснованности исследования.
После публикации исследование становится еще одним кусочком существующего пазла нашей базы знаний по данной теме.
Ключевые термины
Прежде чем вы начнете изучать этапы научного метода, вот обзор некоторых ключевых терминов и определений, с которыми вы должны быть знакомы:
- Фальсифицируемость: Переменные можно измерить, так что если гипотеза ложна, ее можно доказать
- Гипотеза: Обоснованное предположение о возможной взаимосвязи между двумя или более переменными
- Переменная: Фактор или элемент, который может изменяться наблюдаемым и измеряемым образом
- Операционное определение: Полное описание того, как именно определяются переменные, как ими манипулируют и как их измеряют
Использование
Цели психологических исследований - описать, объяснить, предсказать и, возможно, повлиять на психические процессы или поведение. Чтобы добиться этого, психологи используют научный метод для проведения психологических исследований. Научный метод - это набор принципов и процедур, которые используются исследователями для разработки вопросов, сбора данных и получения выводов.
Цели научных исследований в психологии
Исследователи стремятся не только описать поведение и объяснить, почему это поведение происходит они также стремятся создать исследования, которые могут быть использованы для прогнозирования и даже изменения поведения человека.
Психологи и другие социологи регулярно предлагают объяснения человеческого поведения. На более неформальном уровне люди ежедневно выносят суждения о намерениях, мотивах и действиях других людей.
Если повседневные суждения о поведении людей субъективны и анекдотичны, то исследователи используют научный метод для объективного и систематического изучения психологии. Результаты этих исследований часто освещаются в популярных СМИ, что заставляет многих задаваться вопросом, как и почему исследователи пришли к тем выводам, которые они сделали.
Примеры
Теперь, когда вы знакомы с этапами научного метода, полезно посмотреть, как каждый этап может работать на примере реальной жизни.
Скажем, например, исследователи задались целью выяснить, какая связь существует между психотерапией и тревогой.
- Шаг 1. Проведите наблюдение: Исследователи решили сосредоточить свое исследование на взрослых в возрасте от 25 до 40 лет с генерализованным тревожным расстройством.
- Шаг 2. Задать вопрос: Вопрос, на который они хотят ответить в своем исследовании, следующий: Уменьшают ли еженедельные сеансы психотерапии симптомы у взрослых в возрасте от 25 до 40 лет с генерализованным тревожным расстройством?
- Шаг 3. Проверка гипотезы: Исследователи собирают данные о симптомах тревоги участников. Они работают с терапевтами над созданием последовательной программы, которую проходят все участники. Группа 1 может посещать терапию раз в неделю, в то время как группа 2 не посещает терапию.
- Шаг 4. Изучение результатов: Участники записывают свои симптомы и любые изменения в течение трех месяцев. По истечении этого периода люди из группы 1 сообщают о значительном улучшении симптомов тревоги, в то время как люди из группы 2 не отмечают значительных изменений.
- Шаг 5. Сообщить о результатах: Исследователи пишут отчет, который включает их гипотезу, информацию об участниках, переменных, процедуре и выводы, сделанные по результатам исследования. В данном случае они утверждают, что ""еженедельные сеансы терапии уменьшают симптомы тревоги у взрослых в возрасте от 25 до 40 лет"".
Конечно, существует множество деталей, связанных с планированием и проведением подобного исследования. Но этот общий план дает вам представление о том, как формулируется и проверяется идея, и как исследователи получают результаты, используя научный метод.
1 Источник Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочитайте наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность нашего контента.
-
Университет Миннесоты. Психологи используют научный метод для проведения исследований.
Дополнительное чтение
-
Shaughnessy, JJ, Zechmeister, EB, & Zechmeister, JS. Research Methods In Psychology. New York: McGraw Hill Education 2015.
Кендра Черри
Кендра Черри, МС, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.
- verywellmind.com
Поделиться