Настало время попрощаться с отделами по управлению персоналом. Нет, не с теми полезными функциями, которые на них возложены. Речь идет о самих отделах.
Путешествуя по миру, я не раз встречал руководителей предприятий, разочарованных в своих HR-специалистах. Они хотели бы относиться к руководителям отделов по управлению персоналом так же, как к финансовым директорам - беседовать с ними о проблемах, доверять секреты, полагаться на их навыки для определения сильных и слабых сторон организации, находить соответствие между людьми и должностями и создавать стратегии по управлению талантами.
Но такие активные HR-руководители встречаются очень редко. Многие из них - это универсалы, уделяющие слишком много внимания процессам начисления зарплат, распределения бонусов для сотрудников и управления отношениями в коллективе. Их больше волнуют внутренние вопросы - повышение уровня вовлеченности в рабочий процесс, расширение прав и возможностей сотрудников, сохранение корпоративной культуры. Они не могут сопоставить привычную им функцию с реальными потребностями бизнеса. Они не знают, как принимаются ключевые решения, и не умеют анализировать причины, по которым отдельные люди или целые отделы работают недостаточно эффективно.
Те немногие, кто это знает и умеет, обладают одним общим отличительным признаком - в прошлом они занимались операционной деятельностью. Это бывшие представители отделов финансов, продаж или обслуживания клиентов. Бывший HR-директор General Electrics Билл Конати был директором завода, пока Джек Уэлч не пригласил его возглавить отдел управления персоналом. Работая с Уэлчем над переустройством компании, Конати руководил программой по замене кадров и принимал важные решения о продвижении сотрудников. Мэри Энн Эллиотт, HR-директор Marsh, ранее занимала должности, не связанные с управлением персоналом. Сейчас она занимается переработкой системы подбора кандидатов, чтобы привлечь больше людей с опытом ведения бизнеса. Сантрапт Мисра, в 1996 году покинувший Hindustan Unilever ради Aditya Birla Group, стал для президента компании Кумара Мангаламы Бирлы надежным партнером в работе по реорганизации финансового отдела и развитию его руководителей. Он управляет бизнесом стоимостью 2 миллиарда долларов и возглавляет HR-отдел в концерне стоимостью 45 миллионов долларов.
Мое предложение радикально, но очень практично. Необходимо разделить HR-отделы на две части
Глядя на таких людей, я пришел к простому решению. Оно радикально, но вместе с тем очень практично. Я предлагаю упразднить должность HR-директора и разделить HR-отделы на две части.
Первая (назовем ее HR-А, администрация) будет заниматься зарплатами и бонусами. Она будет подчиняться финансовому директору и использовать компенсации для привлечения талантов.
Вторая (назовем ее HR-ЛО, лидерство и организация) будет заниматься вопросами улучшения производственных возможностей человеческих ресурсов для бизнеса и подчиняться генеральному директору.
Главой HR-ЛО должен стать человек, знакомый с производством или финансами, чей опыт ведения бизнеса и работы с людьми позволит объединить два разрозненных организационных слоя. Управление HR-ЛО позволит ему заниматься оценкой и развитием людей, следить за внутренними процессами в компании и влиять на финансовые показатели с помощью социальной системы. Скорее всего, он привлечет к работе в HR-ЛО и других специалистов, знакомых с бизнес-процессами. Через несколько лет эти люди смогут получить горизональное или вертикальное продвижение и занять должности, связанные с управлением производством. В любом случае, они будут развиваться, и время, проведенное в HR-ЛО, не пройдет для них даром.
Я понимаю, что пока предложение голословно, и предвижу массу возражений, однако современные проблемы HR реальны, и их нужно решать. Так или иначе, специалисты, которые занимаются управлением персоналом, должны приобрести знания о ведении бизнеса, чтобы помочь своим компаниям работать как можно эффективнее.
- Hbr.org
Поделиться
Статья, в своей основе интересная, но на мой взгляд идея давно устаревшая... По моему мнению делить надо на три. В HR-рах видят 3 в одном: грамотного юриста способного решить все проблемы с паймом и увольнением, психолога, способного подбирать и оценивать персонал и проводить тренинги и экономиста, способного грамотно построить экономику труда да еще и провести реинжиниринг. Так (почти никогда :) ) не бывает. НО в рамках кадрового подразделения можно как минимум держать трех специалистов этих разных направлений, что, конечно возможно только для хотя бы относительно крупных компаний... В принципе, ключевое слово должно быть инжиниринг: в его рамках можно передать функции кадрового делопроизводства в юротдел (для средних компаний), на него должна навешиваться экономика труда (грейды, KPI и все что сами решите). А вот психологическая составляющая, наверное, может быть отдана на аутсорсинг (хотя бы чтобы обеспечить независимость и объективность), но хотя бы один психолог аутсорсер должен рассматривать как VIP клиента, а не как массовый продукт :)