Весь мир восхищается преданностью японцев своей компании, их исполнительности и ответственности, граничащей с самопожертвованием. Так, получив трансфер в японский филиал компании, многие менеджеры с предвкушением ждут, как такой «шелковый» персонал попадет под бразды их правления. Однако мотивация персонала в японской компании происходит несколько иначе. Западные менеджеры начинают недоумевать, почему вместо сплоченного и дружного коллектива вдруг образуется круг недовольных и непонимающих сотрудников.
На Западе принято, когда тебя публично хвалят перед коллективом и подчеркивают твой личный вклад в осуществления проекта. Однако фраза «Танака-сан великолепно справился с работой, давайте поаплодируем ему!», которая будет уместна и весьма приятна любому западному сотруднику, поставит бедного Танаку в очень неприятное положение. Она, напротив, демотивирует его и команду в целом. Тот хрупкий баланс взаимных связей и зависимостей, который существует в японской компании, будет нарушен, ведь такое выражение признания совершенно чуждо японской культуре.
Так как же мотивируют на свершения персонал в японских компаниях?
Личное признание
И хоть японцы не любят публичной похвалы, они все-таки любят личное признание. Найдите способ похвалить своего подчиненного с глазу на глаз, используя при этом минимум вербальных средств. Японцы с настороженностью относятся к пышным речевым оборотам, описывающим их чудесно сделанную работу (поэтому забудьте о «фантастически» и «невероятно»). Будьте искренни и конкретны. Если вы укажете на небольшие недостатки в их работе, которые необходимо было бы исправить, вы покажете, что небезразличны к их развитию и заинтересованы в их успехе. Пригласите сотрудника поучаствовать в важном совещании, сложном проекте, предложите ему более интересное задание, бросающее вызов. Все это покажет японскому сотруднику, что его работа важна и именно такое отношение будет для него значимым вознаграждением. Ключевой момент – показать, что вы заметили и оценили работу этого конкретного человека.
Ориентируйтесь на командную деятельность
Японцы в своей деятельности сильно ориентированы на группу, и их легко мотивировать, создав ощущение к ее причастности. Чем больше вы структурируете работу в группе и вознаграждаете команду за достижения, тем лучше. Неформальные встречи и общекомандные собрания, футболки с символикой группы – все это чудесным образом сплачивает японский коллектив и укрепляет солидарность внутри группы.
Вдохновите корпоративной миссией
Японцам небезразлично, что делает их компания для блага общества. Им важно осознавать, что они вносят вклад в развитие общества, а не просто максимизируют прибыль предприятия. Убедитесь, что сотрудники понимают корпоративную миссию и разделяют ее, воспринимая свою деятельность как значимый вклад для общества. А если ваша миссия не отвечает таким требованиям, что ж, вам стоит ее пересмотреть.
Обеспечьте стабильность
Стабильность рабочего места и положения компании на рынке для японского сотрудника значат очень много. В отличие от американских менеджеров, которых весьма привлекает возможность высоких компенсаций в случае увольнения, японцы рассматривают свое рабочее место в долгосрочной перспективе. Вы должны дать понять своим сотрудникам, что компания планирует оставаться на рынке как можно дольше, и что она будет делать все возможное для сохранения рабочих мест и в дальнейшем. Именно это мотивирует японский персонал как ничто другое. Система пожизненного найма хоть и пошатнулась в последние годы, но возможность оставаться сотрудником одной компании на протяжении всей жизни еще не сдает своих позиций.
Создайте разнообразие
В условиях, где сотрудник остается со своим работодателем на долгий, а порой и пожизненный срок, очень важно давать своим подчиненным новые задания и подключать их в разнообразные проекты. Обычно в японских фирмах это достигается с помощью кадровых перестановок или передвижений между филиалами в другие регионах. Японцы приветствуют инициативу поучаствовать попробовать себя в новом амплуа и включиться в работу в смежных областях.
Слушайте и обращайте внимание
Часто подчиненные иностранному менеджеру японцы жалуются, что он не обращает внимание на их работу и излишне полагается на автономную деятельность. Дело в том, что японцы привыкли работать под началом менеджеров, которые всегда готовы объяснить, прийти на помощь и находятся в постоянном доступе. Стиль делегирования привычный для менеджеров не-японцев кажется японским подчиненным отстраненным. Им кажется, что работу просто свалили на них, при этом проигнорировав самого исполнителя. Чтобы избежать такого впечатления необходимо проводить с подчиненным достаточное время один на один, чтобы выслушать его беспокойства и перекрыть любые источники недовольства. Потратьте свое время на непосредственное общение с сотрудником и ваша инвестиция окупится вам сторицей – лояльность и мотивация возрастет, а результаты труда улучшатся.
Работайте как иностранец
Возможно, сейчас нам придется перечеркнуть все вышеизложенное, но японец, который желает работать в западной компании, как раз ожидает получить опыт общения отличный от атмосферы традиционной японской фирмы. Поэтому дайте ему то, что он ждет, и будьте самим собой. Продвижение по службе и компенсационный пакет, завязанный на результаты работы, будет мотивировать японского сотрудника не меньше, чем западного. Ведь он пожелал работать именно на западный манер, и такой ход игры подстегнет его энтузиазм.
Предложите молодежи стратегию жизненного успеха
Известно, что в настоящее время вызывает все большее беспокойство отношение к работе молодых сотрудников. В Японии считают, что современная молодежь подрывает рабочую этику, которая складывалась в стране веками. Они проявляют все меньше качеств, которые привели японскую нацию к успеху: преданность, лояльность, альтруизм и сотрудничество. Они работают также усердно и добросовестно, но гораздо менее лояльны своей компании, чем их отцы и деды.
Япония переживает сдвиг трудовой парадигмы, теперь в эпоху достатка и широких возможностей молодежь не ощущает острой необходимости созидать и строить, они просто наслаждаются тем уровнем жизни, который достался их родителям тяжелым трудом.
Здесь, как понятно, вопрос ребром уже не просто для корпоративной мотивации, а постановки жизненных целей и внутренней мотивации на успех. Пристально присмотритесь к молодым сотрудникам в японской компании и лично проработайте с ними стратегию жизненного успеха и достижений. Тогда будет легче объяснить, зачем им нужна футболка с корпоративной символикой и командная ориентация на успех.
Перевод подготовлен сайтом "Япония. Туры" специально для HR-Portal.ru
Вопрос от редакции: Как Вы считаете, что из японского опыта мотивации можно применить к сотрудникам российских компаний? Напишите в комментариях.
Поделиться