Введение
Навык чтения является фундаментальным для успешного обучения. Формирование этого навыка включает в себя два ключевых компонента: технику чтения (правильное и быстрое озвучивание слов) и понимание текста (извлечение смысла). Оба компонента тесно связаны друг с другом, но на начальном этапе основное внимание уделяется технике чтения, а затем – пониманию текста.
Проблема задержки в развитии навыка чтения
К сожалению, многие дети испытывают трудности с чтением, читая медленно, с ошибками и без понимания. Традиционные методы обучения часто оказываются недостаточными, а чрезмерный акцент на неудачах приводит к тревожности и негативному отношению к чтению у ребенка.
Психологическая помощь как альтернатива традиционным методам
В таких случаях необходима не только педагогическая, но и психологическая помощь. Комплекс веселых упражнений, предлагаемый в данной статье, направлен на:
- Снятие психологических барьеров
- Формирование навыка чтения через игровой подход
Преимущества игрового подхода
Упражнения, представленные ниже, выполняются в непринужденной обстановке, способствуя созданию положительного эмоционального фона. Они тренируют различные перцептивные и мыслительные операции, лежащие в основе чтения:
- Строгий побуквенный анализ
- Прогнозирование
- Различение похожих слов и букв
- Четкие глазодвигательные и речедвигательные операции
- Устойчивость внимания
- Зрительная и слуховая память
- Тренировка вторичной зоны затылочного отдела коры мозга
Комплекс упражнений
Представленный комплекс упражнений разработан на основе детских игр и методик нейропсихологической диагностики. Он включает в себя:
- Чтение строчек наоборот по словам и по буквам: развивает способность к побуквенному анализу, повышает точность глазодвигательных операций.
- Поочередное чтение слов нормально и наоборот: тренирует гибкость переключения между различными тактиками чтения.
- Чтение только второй половины слов: формирует навык побуквенного анализа окончания слова.
- Чтение зашумленных слов: закрепляет в памяти зрительные образы букв и их сочетаний.
- Чтение пунктирно написанных слов: развивает устойчивость зрительного восприятия.
- Чтение наложенных друг на друга слов: стимулирует выделение отдельных слов из сложного визуального контекста.
- Чтение строчек с прикрытой нижней и верхней половиной: развивает словеснологическую память, стимулирует быстрое прочтение.
- Классификация слов на группы: формирует понимание связи между чтением и действиями, а также развивает способность к классификации.
- Отделение слов от псевдослов: развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.
- Поиск в тексте заданных слов: формирует способность к быстрому схватыванию целостных образов слов.
- Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном: развивает точность побуквенного анализа и укрепляет словеснологическую память.
- Классификация карточек со сходными псевдословами: развивает устойчивость словеснологической памяти к интерференции.
- Чтение перевернутого текста: формирует целостные эталоны букв, развивает смысловое прогнозирование.
- Восполнение пропусков букв в словах: развивает способность охватывать слово целиком, учитывая контекст.
- Восполнение пропусков слов в предложении: формирует умение учитывать контекст при прочтении.
- Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв: развивает способность сочетать смысловой анализ с побуквенным.
- Поиск смысловых несуразностей: формирует установку на глубокий анализ смысла прочитанного.
- Складывание слов из половинок: развивает способность к быстрому сложению целого из частей.
- Прохождение словесных лабиринтов: тренирует побуквенный анализ и смысловое прогнозирование.
- Составление предложений из отдельных слов: формирует умение сочетать анализ слов и понимание смысла.
- Чтение текста через слово: повышает скорость чтения, развивает глазодвигательную активность.
- Двукратное произнесение каждого слова: формирует естественные слуховые образы слов.
- Чтение с повторным произнесением некоторых слов: развивает способность совмещать процесс озвучивания слов с пониманием смысла.
- Быстрое многократное произнесение предложений: тренирует речедвигательные операции чтения.
Реализация и результаты
Упражнения проводятся в игровой форме, в группах, с элементами соревнования. Регулярные занятия (ежедневно или через день) продолжительностью 5-30 минут демонстрируют положительные результаты уже через 3-7 недель.
Важно помнить, что упражнения не только эффективны для детей, испытывающих трудности с чтением, но и могут быть полезны для тех, кто уже читает неплохо.
Заключение
Представленный комплекс упражнений – это эффективный и интересный способ формирования навыка чтения у младших школьников. Он позволяет преодолеть трудности с чтением, развивая необходимые навыки и формируя положительное отношение к этому процессу.
Поделиться