Как эффективно критиковать сотрудников: 15 видов критики и правила ее применения

Даже самый демократичный руководитель время от времени сталкивается с необходимостью критиковать сотрудников. В книге Психология манипулирования В. Б. Шапарь предлагает 15 различных видов критики, которые можно использовать для управления поведением команды.

Типичные ситуации для применения критики:

  • Сотрудник выполнил задачу, но результат не устраивает руководителя.
  • Работа не выполнена в срок.
  • Работа выполнена с нарушениями.
  • Работа выполнена некачественно.

15 видов критики:

  1. Критика-похвала:
    • Хорошо, но не идеально!
    • Работа сделана хорошо, но не для этого случая.
    • Видно, что вы старались, но, увы, этого оказалось недостаточно.
  2. Безличная критика:
    • В нашем коллективе есть еще люди, не справляющиеся со своими обязанностями.
    • Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.
  3. Критика-озабоченность:
    • Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.
    • У нас вызывает озабоченность то, что вы не подготовили доклад.
  4. Критика-сопереживание:
    • Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в мое.
    • Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчиненных, каково им сейчас.
  5. Критика-сожаление:
    • Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.
    • Очень жаль, что вы не справились с заданием.
  6. Критика-удивление:
    • Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?!
    • Я просто удивлен, что отчет еще не готов.
  7. Критика-смягчение:
    • Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.
    • Не вините только себя в произошедшем.
  8. Критика-предупреждение:
    • Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.
    • Предупреждаю, что впредь у нас с вами будет другой разговор.
  9. Критика-требование:
    • Сожалею, но работу вам придется переделать.
    • Эта работа требует немедленного выполнения.
  10. Подбадривающая критика:
    • Ничего, в следующий раз сделаете лучше.
    • С вашим старанием в следующий раз вы добьетесь отличного результата.
  11. Критика-замечание:
    • Вы были грубы, я считаю, что вам следует извиниться!
    • Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь.
  12. Критика-вопрос:
    • Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?
    • Как планируете исправить допущенные ошибки?
  13. Критика-опасение:
    • Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.
    • Меня беспокоит, что вы повторяете одни и те же ошибки.
  14. Критика-упрек:
    • Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!
    • Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.
  15. Критика-надежда:
    • Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.
    • Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.

Правила эффективной критики:

  • Выслушивайте объяснения.
  • Прежде чем критиковать, найдите за что похвалить и похвалите.
  • Сохраняйте ровный тон, не кричите, не повышайте голос.
  • Критикуйте поступки, а не личность.
  • Критикуйте с глазу на глаз.

В заключение:

Правильно подобранная критика может быть мощным инструментом для повышения эффективности сотрудников. Используя различные виды критики и следуя правилам ее применения, вы можете улучшить работу команды и достичь лучших результатов.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться