Даже самый демократичный руководитель время от времени сталкивается с необходимостью критиковать сотрудников. В книге Психология манипулирования В. Б. Шапарь предлагает 15 различных видов критики, которые можно использовать для управления поведением команды.
Типичные ситуации для применения критики:
- Сотрудник выполнил задачу, но результат не устраивает руководителя.
- Работа не выполнена в срок.
- Работа выполнена с нарушениями.
- Работа выполнена некачественно.
15 видов критики:
- Критика-похвала:
- Хорошо, но не идеально!
- Работа сделана хорошо, но не для этого случая.
- Видно, что вы старались, но, увы, этого оказалось недостаточно.
- Безличная критика:
- В нашем коллективе есть еще люди, не справляющиеся со своими обязанностями.
- Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.
- Критика-озабоченность:
- Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.
- У нас вызывает озабоченность то, что вы не подготовили доклад.
- Критика-сопереживание:
- Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в мое.
- Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчиненных, каково им сейчас.
- Критика-сожаление:
- Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.
- Очень жаль, что вы не справились с заданием.
- Критика-удивление:
- Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?!
- Я просто удивлен, что отчет еще не готов.
- Критика-смягчение:
- Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.
- Не вините только себя в произошедшем.
- Критика-предупреждение:
- Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.
- Предупреждаю, что впредь у нас с вами будет другой разговор.
- Критика-требование:
- Сожалею, но работу вам придется переделать.
- Эта работа требует немедленного выполнения.
- Подбадривающая критика:
- Ничего, в следующий раз сделаете лучше.
- С вашим старанием в следующий раз вы добьетесь отличного результата.
- Критика-замечание:
- Вы были грубы, я считаю, что вам следует извиниться!
- Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь.
- Критика-вопрос:
- Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?
- Как планируете исправить допущенные ошибки?
- Критика-опасение:
- Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.
- Меня беспокоит, что вы повторяете одни и те же ошибки.
- Критика-упрек:
- Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!
- Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.
- Критика-надежда:
- Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.
- Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.
Правила эффективной критики:
- Выслушивайте объяснения.
- Прежде чем критиковать, найдите за что похвалить и похвалите.
- Сохраняйте ровный тон, не кричите, не повышайте голос.
- Критикуйте поступки, а не личность.
- Критикуйте с глазу на глаз.
В заключение:
Правильно подобранная критика может быть мощным инструментом для повышения эффективности сотрудников. Используя различные виды критики и следуя правилам ее применения, вы можете улучшить работу команды и достичь лучших результатов.
Поделиться