К диагностике развития математического мышления: Сокращенная версия

В статье Р.А. Атаханова исследуется развитие математического мышления с точки зрения его эмпирического и теоретического уровней. Автор опирается на работы В.А. Крутецкого, В.В. Давыдова и Л.К. Максимова, которые выделяют способность к обобщению как ключевой элемент математического мышления.

Эмпирический уровень характеризуется постепенным обобщением, основанным на решении однотипных задач. Теоретический уровень предполагает обобщение с места, основанное на анализе решения одной задачи.

Л.К. Максимов выделяет три компонента теоретического мышления: анализ, планирование и рефлексия. Автор разработал методику АРП, позволяющую диагностировать эти компоненты и выявлять уровень развития мышления.

Результаты исследования показали, что эмпирический уровень мышления появляется раньше, а теоретический - позже. Исследование также выявило четкую последовательность уровней развития мышления:

  1. Эмпирическое мышление (доаналитический уровень) - отсутствие анализа, планирования и рефлексии.
  2. Аналитический уровень - проявление анализа.
  3. Планирующий уровень - проявление анализа и планирования.
  4. Рефлексирующий уровень (собственно теоретическое мышление) - проявление анализа, планирования и рефлексии.

Исследование также показало, что уровень развития математического мышления не всегда совпадает с уровнем развития мышления в целом.

Важные выводы:

  • Развитие математического мышления обусловлено усвоением математического содержания.
  • Рефлексирующий уровень мышления имеет высокий творческий потенциал, доаналитический - ригидный и формальный.
  • Формирование мыслительных действий (анализ, планирование, рефлексия) происходит последовательно: от предметнодейственного к словесно-дискурсивному.
  • Эмпирическое мышление может иметь формальную рефлексию и планирование, отличающиеся от теоретического уровня.

Автор подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к обучению, учитывающего уровень развития мышления каждого ученика.

Применение методик диагностики уровня развития математического мышления позволяет:

  • Определить общие характеристики умственной деятельности.
  • Выявить уровень развития математического мышления у учащихся.
  • Организовать учебно-воспитательную работу в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Статья подчеркивает важность:

  • Изучения внутренних механизмов развития мышления на предметнодейственном и нагляднообразном уровнях.
  • Дифференциации групп учащихся по уровню интеллектуального развития для разработки индивидуальных стратегий обучения.

Статья открывает новые направления исследований:

  • Исследование роли математического содержания в развитии мышления.
  • Разработка методик снятия разницы между уровнем развития мышления на неучебном материале и на материале математики.

Эта статья является ценным вкладом в изучение развития математического мышления и предлагает практические рекомендации для организации обучения математике, направленные на развитие творческого потенциала учащихся.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться