Деятельность КТС глазами работников: исследование на промышленном предприятии

В статье рассматривается деятельность комиссии по трудовым спорам (КТС) на крупном промышленном предприятии - ОАО Ангарская нефтехимическая компания. Исследование проводилось в рамках проекта Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города и охватывало период с февраля по май 2006 года.

Результаты исследования:

  • Уровень осведомленности работников:
    • 84% опрошенных слышали о существовании КТС на предприятии, но никогда в нее не обращались.
    • 13% работников не знают, что такое КТС.
    • 2% респондентов обращались в КТС.
  • Доверие к КТС:
    • 20% опрошенных считают, что за разрешением трудовых конфликтов лучше обращаться в КТС.
    • 30% предпочитают обращаться в судебные инстанции.
    • 19% считают бесполезным вообще обращаться в какую-либо инстанцию для соблюдения своих трудовых прав.
  • Эффективность КТС:
    • 18% опрошенных считают КТС эффективным способом защиты трудовых прав.
    • 55% респондентов полагают, что самым эффективным способом является обращение в суд.
  • Компетенция КТС:
    • 61% работников не осведомлены о компетенции КТС, но хотели бы узнать больше.
    • 28% имеют представление о компетенции КТС.
    • 6% считают, что им не нужно знать о возможностях КТС.

Динамика деятельности КТС:

  • В 2003 году КТС разрешила 4 спора, в 2004 году – 12, а в 2005 году – 28.
  • Все 44 спора за три года были инициированы работниками.
  • Наиболее часто оспариваются приказы о наложении дисциплинарного взыскания и уменьшении размера премии (60%), а также приказы об увеличении нагрузки (13%).

Рекомендации по организации деятельности КТС:

  • Периодически информировать коллектив о результатах деятельности комиссии.
  • Разработать и внедрить методическое обеспечение деятельности КТС, включая информационные буклеты, раздаточные материалы, схемы, таблицы и другие средства визуализации информации.
  • Использовать в методических материалах фирменный стиль, символику и логотипы организации.
  • Повышать уровень правовой грамотности работников в области трудового права.

Выводы:

  • Несмотря на наличие КТС, работники не всегда осведомлены о ее возможностях и компетенции.
  • Повышение уровня правовой грамотности работников является ключевым фактором в повышении эффективности деятельности КТС.
  • Активное участие работников в отстаивании своих трудовых прав, а также повышение их осведомленности о возможностях КТС, позволит сделать эту институцию более действенной и эффективной.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться