Опубликовано пользователем Григорий Борисов
В статье рассматривается деятельность комиссии по трудовым спорам (КТС) на крупном промышленном предприятии - ОАО Ангарская нефтехимическая компания. Исследование проводилось в рамках проекта Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города и охватывало период с февраля по май 2006 года.
Результаты исследования:
- Уровень осведомленности работников:
- 84% опрошенных слышали о существовании КТС на предприятии, но никогда в нее не обращались.
- 13% работников не знают, что такое КТС.
- 2% респондентов обращались в КТС.
- Доверие к КТС:
- 20% опрошенных считают, что за разрешением трудовых конфликтов лучше обращаться в КТС.
- 30% предпочитают обращаться в судебные инстанции.
- 19% считают бесполезным вообще обращаться в какую-либо инстанцию для соблюдения своих трудовых прав.
- Эффективность КТС:
- 18% опрошенных считают КТС эффективным способом защиты трудовых прав.
- 55% респондентов полагают, что самым эффективным способом является обращение в суд.
- Компетенция КТС:
- 61% работников не осведомлены о компетенции КТС, но хотели бы узнать больше.
- 28% имеют представление о компетенции КТС.
- 6% считают, что им не нужно знать о возможностях КТС.
Динамика деятельности КТС:
- В 2003 году КТС разрешила 4 спора, в 2004 году – 12, а в 2005 году – 28.
- Все 44 спора за три года были инициированы работниками.
- Наиболее часто оспариваются приказы о наложении дисциплинарного взыскания и уменьшении размера премии (60%), а также приказы об увеличении нагрузки (13%).
Рекомендации по организации деятельности КТС:
- Периодически информировать коллектив о результатах деятельности комиссии.
- Разработать и внедрить методическое обеспечение деятельности КТС, включая информационные буклеты, раздаточные материалы, схемы, таблицы и другие средства визуализации информации.
- Использовать в методических материалах фирменный стиль, символику и логотипы организации.
- Повышать уровень правовой грамотности работников в области трудового права.
Выводы:
- Несмотря на наличие КТС, работники не всегда осведомлены о ее возможностях и компетенции.
- Повышение уровня правовой грамотности работников является ключевым фактором в повышении эффективности деятельности КТС.
- Активное участие работников в отстаивании своих трудовых прав, а также повышение их осведомленности о возможностях КТС, позволит сделать эту институцию более действенной и эффективной.
Рубрика:
Ключевые слова:
Поделиться