Антропологический принцип в психологии развития: Человек как субъект в событии

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев

В данной статье мы продолжаем разговор, начатый на Эльконинских чтениях 1998 года, посвященных актуальной проблеме саморазвития человека в современном социокультурном контексте. Василий Васильевич Давыдов, подчеркивая необходимость философско-психологического анализа категории развитие, поставил перед нами вызов: как понять обретение человеком способности к самостоянию?

Современная психология переживает глубокий сдвиг парадигмы, выходя за рамки академического дискурса и становясь подлинно практико-ориентированной наукой. Эта трансформация открывает новые горизонты, но одновременно ставит перед нами ряд фундаментальных вопросов, ключевым из которых является проблема развития человека.

Парадигмальные установки в психологии:

В попытках понять сущность человеческой психики и ее развитие, психологи тяготеют к различным парадигмальным установкам, которые мы можем систематизировать следующим образом:

  • Натурализм: Человек - природа. Природа рассматривается как основа объяснения психических явлений, а развитие определяется наследственностью и адаптацией организма к среде. Психика человека - результат биогенетических преобразований и приспособления к природным и социальным условиям.
  • Социоморфизм: Человек - общество. Общество выступает как источник психического развития, а индивид - tabula rasa, на которую социум пишет свои ценности. Развитие трактуется как социализация и освоение общественно заданного опыта.
  • Культурализм: Человек - культура. Культура - посредник между человеком и природой, обществом, формирующий его индивидуальность. Развитие - это окультуривание природы, опосредствованное знаково-символическими системами.
  • Теологизм: Человек - Божество. Религиозная точка зрения рассматривает человека в его целостности, включая его происхождение, сущность, бытие и назначение. Развитие - это преодоление греховности и обретение образа Божия.
  • Гносеологизм: Субъект - объект познания. Познавательное отношение к миру - фундаментальное, определяющее развития когнитивных структур.

Антропологический принцип: Человек как субъект в событии

Антропологический принцип, предлагаемый нами, представляет собой кардинальный сдвиг в понимании психологии человека. Он предполагает выход за пределы плоскости представлений о человеке, переход к исследованию его субъективной реальности - внутреннего мира, индивидуальности, самости.

Субъективность - родовая специфика человека, которая отличает его от любого другого до- и вне-человеческого существа. Она не сводится к совокупности природных, социальных или культурных факторов, а является первоосновой самопричинения, самообусловленности. Субъективность осуществляется в пространстве события - живой общности человека с другими, где он обретает свои способности, формирует связи и отношения с Другим.

Категории принципа развития:

Для того, чтобы провести глубокий анализ развития человека с точки зрении антропологического принципа, необходимо ввести в систему психологического знания следующие категории:

  • Объект развития: Событийная общность.
  • Структура объекта: Связи и отношения с Другим.
  • Предпосылки и условия развития: Природно-общественные, духовно-культурные.
  • Механизмы развития: Подражание, рефлексия, трансцендирование.
  • Базовые процессы развития: Трансцендирование.
  • Детерминанты развития: Самоопределение.
  • Результат развития: Самобытная личность.

Исторический подход в психологии:

Исторический подход - ключевой методологический инструмент в исследовании человеческой психологии. Он предполагает рассмотрение становления человека во всем многообразии его жизнедеятельностных обликов - природного индивида, социокультурного субъекта, духовно-практического существа. История - не просто хронологическая последовательность событий, а время человека, содержание и топика которого определяются способами его бытия.

Заключение:

Антропологический принцип предлагает новую парадигму психологии, сосредоточенную на изучении субъективной реальности человека в контексте события, живой общности с другими. Эта парадигма открывает новые горизонты для понимания развития человека как процесса саморазвития, самоопределения и самобытного становления.

Рубрика: 

Поделиться