9 способов применения принципов обучения взрослых к электронному обучению

В этой статье рассматриваются постулаты теории Ноулза об обучении взрослых применимо к современному опыту электронного обучения. С ее помощью вы сможете интегрировать принципы андрагогики в свой курс и повысить уровень мотивации и заинтересованности учеников.

Как применять принципы обучения взрослых к электронному обучению

Признанный американский эксперт по вопросам обучения Малкольм Ноулза вывел 5 предположений о качествах взрослых учеников и 4 принципа об их обучении (андрагогике). Несмотря на то, что принципы Ноулза появились в 1980-х годах, их по-прежнему можно использовать. В частности, речь идет об электронном обучении и обеспечении положительного образовательного опыта для взрослых учеников.

Как применить 5 предположений Ноулза о качествах взрослых к электронному обучению

  1. Предположение #1 (Самооценка)
    Обеспечьте опыт с минимальным количество указаний и максимальной самостоятельностью.
    Неотъемлемой частью любого электронного образовательного курса должна стать справочная система, позволяющая получить помощь и нужную информацию. При этом ученики должны обладать свободой выбора и иметь возможность учиться на своих условиях. Взрослые ученики пропускают новые знания через призму старых знаний, поэтому они предпочитают выбирать путь самостоятельно. В то время как детям требуются конкретные указания, взрослые могут опереться на свой собственный опыт и работать автономно. Обучение для взрослых можно организовать в форме самостоятельной индивидуальной или групповой работы без участия учителя. Кроме того, вы можете придумать для них игры и симуляции без какой-либо вводной информации. В этом случае они будут придумывать правила на ходу, при необходимости получая дополнительные сведения при помощи электронного курса. Как уже было сказано, курс должен быть оснащен справочной системой, помогающей преодолевать трудности в обучении.
  2. Предположение #2 (Личный опыт)
    Включите в курс разные дидактические модели, предназначенные для людей с разным опытом и уровнем знаний.
    Безусловно, взрослые обладают внутренней зрелостью, богатым жизненным опытом и более глубокими знаниями, чем дети. Это означает, что вам придется ориентироваться на более разнообразную аудиторию, учитывать прошлое, опыт и навыки разных людей. К примеру, одни свободно ориентируются в Интернете, а другие вообще не пользуются компьютером в повседневной жизни. При разработке курса необходимо учитывать все возможные варианты. Чтобы курс был интересен взрослым, разработайте несколько моделей и спроектируйте на их основе разные модули. Перед созданием курса проведите опрос, чтобы выявить потенциальные технические ограничения и оценить уровень образования. В этом случае в курс будет полезным и увлекательным, в противном - слишком сложным и скучным. К примеру, если в вашей целевой аудитории есть люди, которые умеют пользоваться мультимедйными средствами, имеет смысл включить их в курс, сделав его тем самым более информативным и эффективным.
  3. Предположение #3 (Готовность обучаться)
    Используйте социальные сети и инструменты для взаимодействия в Интернете, чтобы связать обучение с социальным развитием.
    Когда люди становятся старше, они отдают предпочтения способам обучения, которые подразумевают какое-то социальное взаимодействие. К примеру, они учатся охотнее, если знают, что новые знания позволят им развить навыки, соответствующие их социальной роли. В ходе электронного обучения вы можете использовать социальные сети и инструменты для взаимодействия в Интернете, которые реализуют подобные ожидания. Придумайте виды деятельности, которые способствовали бы использованию LinkedIn и Google Plus. Так ваши ученики познакомятся с теми, кто разделяет их интересы, и создадут обширную сеть контактов.
  4. Предположение #4 (Ориентация на обучение)
    Убедите учеников в том, что новые знания помогут им в решении повседневных вопросов.
    Взрослым необходимо знать, что и зачем они делают, особенно когда речь идет об обучении. Им требуется понять, что именно им нужно выучить, но и каким образом полученную информацию можно будет применить в ближайшем будущем. Дети спокойно принимают тот факт, что приобретаемые ими знания какое-то время не будут использоваться. Взрослые же предпочитают не тратить время на абстракции. Им нужно то, что поможет им решить проблемы, которые уже возникают у них на регулярной основе. Не забудьте рассказать, чем будет полезен им ваш курс. По возможности приведите реальные примеры и расскажите достоверные истории.
  5. Предположение #5 (Мотивация к обучению)
    У каждого курса, модуля или вида деятельности должно быть достойное обосновние.
    В обучении взрослых ключевую роль играет мотивация. Именно поэтому вам нужно мотивировать учеников, аргументировать все виды деятельности, задания и модули, которые вы предлагаете. Они должны знать, зачем требуется тот или иной компонент курса и что он им даст. В противном случае ваш курс покажется ученикам бессмысленным. К примеру, вы предлагаете ученикам поработать в группе и четко обозначаете, что это упражнение вырабатывает навыки сотрудничества и общения, которые пригодятся и после завершения обучения. Детям знать причины вовсе необязательно. Взрослые же не могут без них обойтись. Аргументы позволяют им чувствовать большую вовлеченность в образовательный процесс. В противном случае они начинают задавать вопросы о целесообразности курса, особенно если не видят реальной потребности в приобретении новых знаний и навыков.

Как применить 4 принципа андрагогики Ноулза к электронному обучению

  1. Принцип андрагогики #1
    Взрослые должны принимать активное участие в образовательном процессе.
    В процессе электронного обучения ученики должны играть активную роль, вне зависимости от их возраста. Для взрослых этот принцип приобретает особую значимость. Взрослый ученик должен самостоятельно составлять расписание и оценивать свои знания. Эффективность этого подхода можно определить по отзывам учеников. Эти же отзывы позволят вам подобрать материалы и спланировать тестирования на основании актуальных потребностей и желаний.
  2. Принцип андрагогики #2
    В основе всех заданий и других видов деятельности должен лежать личный опыт.
    При обучении взрослых наибольшей значимостью обладает не конечный результат, а опыт, полученный в процессе приобретения новых знаний и выполнения заданий. Не заставляйте учеников заучивать информацию. Разработайте упражнения, которые позволили бы им самостоятельно исследовать проблемную область и получать нужный опыт. Так они смогут научиться на собственных ошибках и отточить навыки в реальных условиях. Взрослые ученики могут изобрести свои собственные способы решения сложных задач и применить имеющиеся знания на практике. Да, они будут ошибаться, но в конечном итоге опыт будет значимым и эффективным.
  3. Принцип андрагогики #3
    Электронный курс должен обладать практической ценностью.
    Взрослые ученики хотят сразу же применять полученные знания. Если они не видят, что модуль или задание сулит им какую-то выгоду, и не понимают, в чем его ценность, они теряют интерес к процессу. Составляя электронный курс, не забудьте описать в нем реалистичные сценарии развития событий. Так вы наглядно покажете ученикам, как то, что они выучили, поможет им в жизни.
  4. Принцип андрагогики #4
    Дайте ученикам возможность поглощать информацию в удобном режиме.
    Формируя электронный курс для взрослых, акцентируйте внимание на проблемах и давайте актуальные советы по их решению. Не заставляйте их бездумно заучивать цифры и факты. Даже если ученики уже сталкивались с этими проблемами в прошлом, им будет интересно посмотреть на них с другой стороны и отточить навыки. Разработайте специфичные задания, симулируйте реальные ситуации, чтобы информация сама отпечатывалась в их памяти.

Эти предположения и принципы обучения взрослых можно применять при создании любых курсов. Они помогут преподнести материал так, чтобы ученики легко поглощали его, долго держали в памяти и постоянно извлекали из него ощутимую пользу.

Первая публикация: 2017-07-07

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • elearningindustry.com
Перевод: 
  • Айрапетова Ольга

Поделиться