Положение о персонале - теория

Положение о персонале - локальный нормативный акт, устанавливающий принципы трудовых отношений, формы и способы организации труда в компании, основные права и обязанности компании и ее персонала.
Начало активного использования Положения о персонале для регулирования социально-трудовых отношений совпадает с моментом формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций. В сфере частного капитала особое внимание стало уделяться оперативности реагирования на внешние и внутренние изменения условий деятельности. Поэтому бизнес был вынужден обратиться к зарубежному опыту - к уже готовой действующей модели регулирования социально-трудовых отношений.
В 1994 году с выходом пособий по организации труда и оформлению организационно-распорядительных документов в акционерных обществах* Положение о персонале начинает применяться в крупных российских организациях. В настоящее время этот документ разрабатывается в средних и малых компаниях. И этому есть свое объяснение.

* Акционерное общество. Сборник типовых организационно-распорядительных документов. - М.: Российский юридический издательский дом, 1994.

Положение о персонале - документ, заимствованный из зарубежной практики регулирования трудовых отношений. Наполнение его содержанием происходило с учетом российской специфики взаимоотношений работодателя и работника.
На сегодняшний день можно выделить три базовых подхода к введению в организации основных локальных документов, регулирующих трудовые отношения. Так, в компании могут быть введены следующие документы:
а) только Правила внутреннего распорядка;
б) Правила внутреннего трудового распорядка и положение о персонале;
в) только Положение о персонале.
В первом случае Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.1984 № 213, адаптируются к современным условиям. Надо сказать, что, несмотря на определенные недостатки, этот вариант не вступает в явное противоречие с нормами Трудового кодекса РФ (ст. 189-190).
Во втором - в организации параллельно действуют оба документа. Если руководство принимает решение о введении и Положения, и Правил, то специалисты организации должны обеспечить непротиворечие этих документов друг другу. Как правило, при этом подходе Положение о персонале представляет собой сложный программный документ о взаимоотношениях персонала и организации в лице ее руководства и собственников. Оно определяет основные принципы корпоративной культуры (культуры организации). В теории управления персоналом и компанией в целом под корпоративной культурой понимают декларацию наиболее важных внутренних ценностей компании, поведенческих норм, разделяемых персоналом и руководством компании и передаваемых через различные (как правило, символические) средства духовной и материальной среды компании. При этом в Положении о персонале не только перечисляются принципы корпоративной культуры, но и указываются механизмы приведения их в действие - взаимные права и обязанности персонала, руководства и собственников организации, ответственность организации перед персоналом, и наоборот. Правила внутреннего трудового распорядка в этом случае рассматриваются как правовая (и только) база регулирования трудовых отношений.
При использовании третьего подхода происходит ассимиляция зарубежной и традиционной российской модели построения трудовых отношений: Положение о персонале, оставаясь ориентированным на корпоративную культуру, тем не менее содержит все основные положения Правил внутреннего трудового распорядка.
Сравнительный анализ этих документов позволяет выделить следующие моменты:

Сравнительные параметры

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о персонале

Направленность документа

Локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность субъектов трудовых отношений, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации

Локальный нормативный акт, устанавливающий: принципы взаимоотношений персонала и компании на уровне корпоративной этики; способы организации труда в компании; основные права и обязанности компании и персонала; взаимную ответственность персонала и компании. Задача положения - обеспечить не столько трудовую, сколько деловую дисциплину, заставить персонал проникнуться "духом" компании, а также замотивировать персонал работать с большей отдачей за счет программ развития и обучения, социальных программ, а иногда и участия в прибылях и т.п.

Примерная структура

1. Общие положения
2. Порядок приема и увольнения работников
3. Основные обязанности работников
4. Основные обязанности работодателя
5. Рабочее время и его использование
6. Поощрения за успехи в работе
7. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины

1. Общие положения
2. Основные принципы взаимоотношений персонала и компании
3. Порядок оформления трудовых отношений
4. Права и обязанности персонала
5. Права и обязанности компании (в лице ее руководства и собственников)
6. Рабочее время и время отдыха
7. Командирование, перевод на новое место работы
8. Социальные гарантии персонала
9. Программы развития и обучения персонала
10. Участие персонала в прибылях
11. Меры дисциплинарного и материального воздействия (поощрения и взыскания)
12. Взаимная ответственность персонала и компании (в лице ее руководства и собственников)

Кем утверждаются

Работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации

Руководителем компании по согласованию с руководителями структурных подразделений (когда компания только создана). Однако возможен и вариант утверждения на общем собрании трудового коллектива, а также утверждение и введения положения через учредителей компании

Основа для разработки

Постановление Госкомтруда СССР от 20.07.1984 № 213 "Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций" и нормы вступившего в силу Трудового кодекса РФ

Типовая форма положения о персонале акционерного общества, рекомендованная к применению Госкомимуществом РФ и Российским фондом федерального имущества в 1994 году. Именно она была первой, и именно ее предпочитают использовать в качестве основы. Помимо типовой формы в качестве примера используются положения о персонале крупных зарубежных компаний

Субъекты применения

Государственные, муниципальные организации

Коммерческие организации

 

Российские организации

Совместные организации, иностранные представительства

 

Из таблицы можно сделать важный вывод: Положение о персонале, несмотря на то, что оно заимствовано из западных моделей управления персоналом, всегда имело отечественный аналог. И этим аналогом является коллективный договор, а не Правила внутреннего трудового распорядка. Именно с учетом этого и нужно решать вопрос о введении в организации Положения о персонале и (или) Правил внутреннего трудового распорядка. Это два совершенно разных документа. Если Положение - это документ об идеологии организации в отношении своего персонала, то Правила - жесткий документ о распорядке в организации.
Преимущество введения в организации Положения о персонале, а не коллективного договора, очевидно.
Во-первых: коллективный договор нужно разрабатывать в строгом соответствии с трудовым законодательством, а именно - с Законом РФ от 11.03.1992 № 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. на 29.06.2004) и Трудовым кодексом РФ. Нормы указанных документов предусматривают четкую процедуру разработки и заключения коллективного договора (проведение переговоров, разрешение разногласий, предоставление гарантий и компенсаций за время переговоров и разработки, пр.). В отличие от коллективного договора Положение о персонале, как правило, разрабатывается руководством или собственниками организации, а нанимаемому персоналу предлагается лишь принять и соблюдать его условия. При этом, конечно же, не исключается возможность пересмотра условий Положения по инициативе персонала.
Во-вторых: коллективный договор предполагает наличие представителей работников - органов профессиональных союзов и их объединений, а также органов "общественной самодеятельности", образованных на общем собрании (конференции) работников. В небольшой компании создание такого органа поощряться не будет, хотя и запретить его руководство не вправе. Положение о персонале тем и выгодно, что, как правило, кадровая служба или служба персонала наделяются полномочиями по представлению обеих сторон трудовых отношений (персонала и работодателя).
В-третьих: неисполнение коллективного договора или нарушение отдельных его условий работодателем влечет очень серьезные последствия для него. Работники и их представители в соответствии с законом наделены правом выдвижения требований, а на работодателя возложены обязанности не только по рассмотрению этих требований, но и по принятию решения. Если он не сообщил в установленный срок о своем решении или отклонил требования работников, ситуация квалифицируется трудовым законодательством как момент начала коллективного трудового спора. Следовательно, к ней применяются все процедуры, установленные Федеральным законом от 23.11.1995 № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изм. на 30.12.2001) и Трудовым кодексом РФ. В соответствии с трудовым законодательством соблюдения условий коллективного договора работодателем можно добиваться различными способами - начиная от забастовки и обязания работодателя на выполнение условий коллективного договора в судебном порядке и заканчивая привлечением работодателя и его представителей к административной ответственности.
Положение о персонале в той форме, в какой оно используется в России в настоящее время, более выгодно для работодателя. Очень редко в нем можно найти раздел или статью, посвященную ответственности работодателя (руководства и собственников).
В-четвертых: коллективный договор  - это четкий юридический документ и принятые на себя обязательства работодатель обязан исполнять точно, своевременно и в полном объеме. Положение о персонале, как уже отмечалось, - это больше программный документ. В западной модели управления кадрами Положение о персонале - это лишь предложение компании. В нем формулируется социально-трудовая идеология фирмы по отношению к своему персоналу и закладываются основы корпоративной культуры. Сами механизмы реализации норм Положения о персонале указываются либо в дополнительных локальных актах (например, в "Положении о социальных гарантиях и льготах"), либо в конкретных планах, в которых расписывается комплекс мероприятий и сроки их проведения. Так, в Положение о персонале чаще всего включается программа развития персонала, которая предполагает проведение следующих мероприятий: планирование обеспечения производства трудовыми ресурсами; отбор кадров; наем рабочей силы; профориентация, обучение и переподготовка персонала; аттестация персонала; организация продвижения работников по службе и ротации персонала; обеспечение гарантий занятости; организация труда; оплата труда; правила поведения персонала; социальное развитие персонала; высвобождение персонала; пр.
Помимо этих причин предпочтения работодателями Положения о персонале коллективному договору, следует назвать и новые технологии управления персоналом. Они, будучи построенными на западном опыте, не всегда рассматривают коллективный договор в качестве документа, регламентирующего социально-трудовые отношения в организации.
Разработка Положения о персонале должна осуществляться системно: необходимо предусмотреть все - от идеологии компании (как в отношении целей создания, так и в отношении своего персонала) до средств на ее реализацию. Вот почему к работе на подготовительном этапе подключаются различные профильные специалисты - отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.
Разработка начинается с определения субъектов, на которых распространяет свое действие Положение о персонале. Так, по общему правилу, персоналом признается совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе заключенных с организацией трудовых договоров. То есть Положение о персонале не распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых договоров. Другим субъектом является работодатель. Чаще всего, в силу сложившихся традиций, его обозначают понятием "администрация". В Положении о персонале желательно четко определить, что понимается под администрацией организации. Администрация (от лат. administratio - управление) с точки зрения трудового права - это совокупность должностных лиц, осуществляющих функции организации труда и управления персоналом и обладающих властно-распорядительными полномочиями. В свою очередь, под организационно-распорядительными полномочиями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Понятие администрации включает как руководителя организации, так и других должностных лиц (заместителя руководителя, главных специалистов, руководителей структурных подразделений), которым делегированы управленческие полномочия. Вместо "администрации" можно использовать термин "руководство".
В числе субъектов, на которых распространяется действие Положения о персонале, могут быть указаны учредители организации, а также члены семей работников.
В Положении о персонале также должна быть определена внешняя и внутренняя философия организации. Внешняя философия всегда нацелена на максимальное получение прибыли, но редко в каком Положении можно найти такую формулировку. Чаще всего, цель обозначается как "максимальное удовлетворение потребностей в товарах народного потребления", "осуществление хозяйственной и иной деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей в услугах" и пр. Внутренняя философия - это совокупность принципов и правил взаимоотношений персонала и организации, система ценностей и убеждений, выработанная руководством и собственниками организации и добровольно принятая персоналом. Главная цель работодателя в этом плане - это обеспечение такого уровня материального благосостояния работников, который позволяет ожидать от них высокого качества труда и заинтересованности в росте прибыли организации. Но при этом должны соблюдаться права и свободы работника, как человека и гражданина. В связи с этим здесь прежде всего необходимо обратиться к Конституции РФ, которая гарантирует человеку:
- личные права (право на жизнь, на личную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свободное развитие личности, защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную и семейную жизнь и т.д.);
- культурные права (право на участие в культурной жизни, на свободу творческой деятельности и преподавания, на интеллектуальную собственность и ее защиту, пр.);
- социальные права (право на социальную защиту, социальное обеспечение и т.п.);
- право на образование;
- право на защиту своих прав и свобод установленными законом способами.
Конституция РФ предусматривает и непосредственно трудовые права граждан:
- право на труд;
- право на свободное распоряжение своими способностями к труду;
- право на выбор рода деятельности и профессии;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- право на защиту от безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (включая право на забастовку);
- право на отдых.
Трудовой кодекс РФ конкретизирует вышеперечисленные права работников.
В Положении о персонале также определяются принципы взаимоотношений персонала и компании. В регулировании социально-трудовых отношений основными принципами являются:
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность представителей сторон;
- равноправие сторон;
- добровольность принятия обязательств;
- недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;
- реальность обеспечения принимаемых обязательств и др.
Помимо этого, в основу взаимоотношений персонала и компании закладываются следующие принципы:
- стабильности трудовых отношений;
- единоначалия и подчиненности нижестоящего персонала вышестоящему;
- обязательности для всего персонала решений собственников компании в пределах их компетенции;
- подконтрольности и подотчетности деятельности работников и руководства компании, их ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- внепартийности;
- перспективности кадров;
- заслуг.
В наиболее распространенном макете положения о персонале принципы взаимоотношений персонала и компании также строятся на готовности персонала:
- постоянно развивать свои профессиональные навыки и умения;
- понимать стоящие перед компанией проблемы как стратегического характера, так и текущие;
- чувствовать свою принадлежность к компании;
- связывать личные интересы с интересами компании;
- полностью разделять и поддерживать интересы компании;
- принимать на себя ответственность и риски за экономические результаты деятельности компании, успех и неудачи.
Следует помнить, что эти принципы имеют для персонала нравственное (этическое) значение. Поэтому при разработке положения о персонале следует учитывать, что за несоблюдение этих принципов возможна социальная, но только не юридическая ответственность.
Очень часто собственники компаний требуют включить в Положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании. В отдельных Положениях можно и вовсе найти запрет на обращение работников в суд. Последний является незаконным и не имеет юридической силы.
Единых форм и макетов Положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно. Приводимый далее вариант является одним из наиболее распространенных и при непосредственной разработке уточняется и дополняется.
Положение о персонале может быть разработано как один документ, в котором излагаются основные тезисы, концепция взаимоотношений персонала и компании. Подробные же механизмы реализации Положения расписываются в отдельных приложениях к базовому документу. Количество и состав этих приложений зависят от политики компании - это могут быть: "Этический кодекс" или "Кодекс деловой этики", "Программа развития персонала", "Положение о материальном и моральном стимулировании", "Положение о социальных гарантиях", положения о структурных подразделениях и др.
Если же последовательно и точно вводить в организации западные модели Положения о персонале, то его разработчикам следует знать, что под Положением понимается целый пакет отдельных документов. Например, в него могут входить такие документы, как "Правила найма персонала", "Основные принципы труда в компании", "Обращение к новым работникам", "Обращение к персоналу главного менеджера и собственников компании", "Этический кодекс", "Организация труда", "Положение об охране труда", "Правила личной гигиены (внешний вид, форма, обувь, прическа)", "Положение о поведении персонала", "Описание должностных обязанностей", "Дисциплина персонала", "Положение о стимулировании персонала", "Взаимоотношения компании с уволенными работниками" и т.д. Кроме того, в Положение могут включаться документы, описывающие сферу деятельности компании, ее историю, принципы работы с клиентами и т.д.
В любом случае, если в организации есть Положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку еще до подписания трудового договора.

 

Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий