На прошлой неделе деловой российский интернет дружно сочувствовал собственнику компании Нетология (подробности можно почитать здесь). Если кратко, руководитель Отдела продаж разными манипулятивными техниками пытался “уволить по собственному желанию” всех своих подчиненных. Для справки - этот сотрудник считался одним из ключевых (хотя работал в компании не так давно). “Немного смущало
впечатление, которое он производил, — он казался уж очень правильным. Профессиональный, отзывчивый, очень корректный и вежливый, подчёркнуто внимательный к коллегам и руководству. Откуда в мире такое совершенство?” - недоумевает руководитель.
От подобных рисков не застрахован никто - ни помощник ресечера, ни опытный топ, набирающий себе в команду людей уже 20 лет подряд. Или все-таки есть определённые “звоночки”, позволяющие понять, стоит делать ставку на новичка или вежливо отказать? И как проверить свое профессиональное впечатление?
Итак, перед вами 5 профессиональных портретов, которым не место в вашей компании:
1. Беглец. Резюме у него достаточно интересное и создает впечатление профессионала широкого профиля - и продажами занимался, и продукт разрабатывал, и где-то между делом жил в Камбодже и организовывал свой
бизнес. Но если вы расспросите его поподробнее о его успехах и достижениях, раскроется интересная закономерность - при малейшем препятствии он предпочтет исчезнуть. “Через 4 месяца я понял - здесь продвижения не будет”, “мы быстро поняли, что у нас разные взгляды на бизнес”. Ну а если этот обаятельный персонаж все-таки получит у вас место, возьмите три последних места работы, сложите их продолжительность и разделите на три - примерно это время он у вас и проработает. Если не меньше.
2. Штатный скандалист. Если в трудовой книжке несколько раз мелькнула фраза “по соглашению сторон” или вы выяснили, что на прошлых местах работы ваш герой “не сошелся характером с боссом”, стоит крайне тщательно проверить рекомендации. Если единственным инструментом коммуникации, которым владеет ваш кандидат, является конфликт - десять раз подумайте, хотите ли сделать офис площадкой для брани.
3. “Ищу себя”. Все идет замечательно - вам импонирует опыт кандидата, и со всеми кейсами он справился. Вы готовы пожать руки и назначать следующий этап. И тут выясняется, что кроме долго обсуждаемой позиции разработчика
Android, он готов также рассмотреть позицию менеджера HelpDesk. В принципе, если будет позиция в отделе продаж - это тоже вариант, так как прошлым летом он подрабатывал в баре у друзей. А еще можно подумать про рекрутмент, нет ведь ничего проще!
4. Сказочник. Вот уже 5 компаний подряд он “создавал Отдел маркетинга с 0” (хотя это компании с 10-15 летним стажем и давно известные на рынке). Его список подвигов просто впечатляет, и совершенно непонятно, почему такого супермена даже не пытаются удержать прежние работодатели? Без конкретных примеров, цифр и показателей не стоит сказочнику давать шанс.
5. Сын/дочь Мариванны. Щекотливая ситуация - топ просит посмотреть сына\дочь на какую-либо позицию. Вы честно проводите интервью, но видите только безразличные глаза, ленивое “Я не зна-а-а-ю” на большинство вопросов.
Закроете вакансию, и кому-то из сотрудников придется работать за себя и “того парня”. Поэтому лучший аргумент - это то, что выбранная вакансия не вызовет интереса чада, а ведь работа должна доставлять удовольствие.
Закончить статью хотелось бы фразой: “Но, конечно, бывают и приятные исключения”. Но анализируя свой опыт в рекрутменте, я не могу их найти. И те “звоночки”, которые раздавались в ходе интервью, обязательно получали развитие в дальнейшем взаимодействии. Профессиональные беглянки не приходили в день трудоустройства. Скандалисты (удивительно!) хоть маленький скандал, да раздували. Сказочники в рекомендатели записывали лучших друзей, “забывая” про руководителей и коллег. Доверяйте своему “шестому чувству” и проверяйте факты, пока чудесный туман не развеется. Потому что работа быстро расставит всех на свои места. А открывать новый поиск на ту же вакансию спустя месяц или два - не самая интересная задача.
Ирина Хоменко, hr-эксперт emply.ru
Поделиться