ТОП трудностей в сотрудничестве с самозанятыми и варианты их решения

О каких возможных сложностях в сотрудничестве с самозанятыми не задумываются работодатели, и есть ли способы их решить.

Копирайтеры, дизайнеры, программисты, маркетологи, — зачастую бизнесу выгоднее нанимать самозанятого на проектную работу, нежели оформлять в штат отдельную единицу. Преимуществ у  такого решения масса: 

  • процесс оформления договора с самозанятым проходит в несколько раз быстрее оформления в штат;
  • самозанятый платит налоги сам за себя;
  • самозанятый для осуществления работ использует собственную технику и пр;
  • за самозанятых работодатель не должен выплачивать страховые отчисления. 

Широкий пул преимуществ побуждает некоторых работодателей смотреть на сотрудничество с самозанятыми как на волшебный способ сэкономить массу времени и денег. Однако в сотрудничестве с плательщиками НПД существуют неочевидные сложности и подводные камни. О них поговорим далее. 

Подмена трудовых отношений и чем она грозит

Многие уже успели порадоваться обещанию ФНС не проверять деятельность самозанятых и не пересматривать режим налога на профессиональный доход до 2028 года. Однако не все работодатели заметили, что ФНС не пообещала не проверять компании на предмет корректности ведения деятельности с самозанятыми. 

Если налоговая служба посчитает, что договорами с самозанятыми ваша компания прикрывает трудовые отношения — придется нести наказание в соответствии с ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства. Что может грозить работодателю? В части 4 статьи прописаны санкции за нарушение ТК РФ: 

  • штраф от 50 до 100 тыс. руб. — для организаций;
  • штраф в 5-10 тыс. руб. — для ИП;
  • штраф в 10-25 тыс. руб. — для должностных лиц, которых уличили в пособничестве подмены трудовых отношений.  

Впрочем, одними только штрафами отделаться не получится. Налоговая обяжет компанию, уличенную в подмене трудовых отношений, уплатить страховые взносы за каждого «самозанятого», а заодно доначислит НДФЛ и выпишет еще один штраф — уже за несвоевременную выплату положенных налогов. 

Решение проблемы: 

Перед заключением договора проверьте статус исполнителя как самозанятого. Сделать это можно на сайте ФНС: введите ИНН человека, статус которого необходимо подтвердить и дату, на которую статус будет актуальным. 

Составляйте договор с оглядкой на ст. 15 ТК РФ и письмо от января 2022 года, в рамках которого налоговая служба выделила ряд критериев, по которым в договоре можно усмотреть подмену трудовых отношений: 

  • в договоре указано бесплатное рабочее место на территории работодателя;
  • для выполнения работ компания предоставляет исполнителю технику и прочие расходные материалы;
  • работник имеет в подчинении людей или сам подчиняется непосредственному начальнику;
  • в договоре прописан график работы, есть штрафы за невыход на связь;
  • акты максимально пространные: «тексты для сайта», «реклама», «услуги дизайна» без указания единиц и типов выполненной работы;
  • в договоре прописаны именно обязанности, а не результат работы, ожидаемый от исполнителя, например, не «10 лендингов для новых продуктов», а «создание страниц сайта»;

Заподозрить компанию в подмене трудовых отношений ФНС может также, если ООО или ИП практически не имеют штатных сотрудников, однако заключили массовые договоры с самозанятыми, чеки им выписываются регулярно на приблизительно равные суммы, а сами самозанятые работают только на одну компанию в течение длительного времени, и не получают выплат от других заказчиков. 

Миссия (не)выполнима: получить от самозанятого пакет необходимых документов 

Невероятно, но факт — документы от самозанятого нужны работодателю больше, чем самозанятому. Закон не обязывает плательщиков НПД оформлять массу документов — ФНС достаточно чека, который можно сформировать в приложении «Мой Налог», указав ИНН заказчика, список и сумму выполненных работ. Этот чек и является основным отчетным документов для самозанятого. Однако работодателю только чеков бывает недостаточно. 

Получается, что ежемесячные акты выполненных работ куда нужнее работодателю. Именно поэтому каждый месяц акты приходится отправлять исполнителю, ждать, пока он и подпишет, а подписанные акты проверять на корректность. Учитывая, что самозанятые работают дистанционно, получение закрывающих документов от них может быть чревато просрочками и постоянными напоминаниями, не говоря уже о том, что ситуация может повториться, если в акте будет обнаружена ошибка. 

Решение проблемы

Чтобы получать документы вовремя и без миллиона напоминаний, можно сделать несколько шагов навстречу самозанятому. Во-первых, предложите исполнителю оплатить его расходы за обратную отправку документов. От временных затрат это и не избавит, но хотя бы отменит необходимость каждый раз оплачивать отправку документов, которая нужна только работодателю. К тому же закон не запрещает подписывать с самозанятыми юридически значимые документы в электронном виде

Переведя документооборот в цифру, вы не просто упростите процесс получения подписанных актов, а перестанете тратиться на распечатку документов, курьерские службы, конверты, марки и прочие расходные материалы. 

В какой суд обращаться в случае разногласий

Решать спорные вопросы с самозанятыми вам предстоит в суде общей юрисдикции. Каждый регион РФ имеет один арбитражный суд — в подобных случаях вопросов, куда подавать иск, не возникает. Однако, когда заходит речь о судах общей юрисдикции — начинаются проблемы. Таких судов может быть несколько даже в одном городе. Пока стороны разберутся, какой именно суд должен решать спор, может пройти очень много времени. И в это время проблема, из-за которой образовался спор, будет так и оставаться нерешенной. 

Решение 

Заранее определите механизм решения конфликта, если таковой возникнет, прямо в договоре пропишите, в какой суд вы будете обращаться. В случае возникновения нерешаемых недопониманий этот простой пункт поможет сэкономить вам массу времени. 

Выводы

Как правильно организовать сотрудничество с самозанятыми? 

  1. Не пытаться подменять трудовые отношения договорами с самозанятыми. В противном случае штрафы от ФНС скорее всего, нивелируют всю сомнительную выгоду от данного мероприятия. 
  2. Не требуйте, а мотивируйте — обеспечьте самозанятому удобные условия для отправки отчетных документов и забудьте об этой проблеме раз и навсегда. 
  3. Внимательно составляйте договор и заранее прописывайте в нем все возможные нюансы. Если в сотрудничестве с самозанятым что-то пойдет не так — правильно составленный договор сэкономит вам массу времени, денег и нервов. 

Сотрудничество с плательщиками НПД — хорошее решение для ряда компаний, вне зависимости от их специфики и размера. Однако стоит помнить о подводных камнях и следовать простым, но важным правилам. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1