Современные формы обучения: дистанционное обучение – доступно и реально

Дистанционное обучение (e-learning, электронное обучение/ЭО, дистанционное обучение/ДО) - это обучение на расстоянии с применением различных технических средств

Что такое «дистанционное обучение»?

Дистанционное  обучение (e-learning, электронное обучение/ЭО, дистанционное обучение/ДО) - это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и  интерактивно.

Почему дистанционное обучение стало популярным и востребованным? 

Быстрое развитие электронно-сетевых технологий во всем мире, заполнение образовательного рынка дистанционного обучения продуктами и технологиями, доведенными до единого стандарта качества дает возможность  Российским компаниям использовать появившиеся возможности.

Географические и климатические особенности России, а также недостаточная развитость инфраструктуры являются существенными препятствиями для получения традиционного образования в столице и региональных центрах жителями удаленных районов. Говоря проще: Россия - огромная страна и стоимость переезда, например,  из Восточной Сибири в Москву и проживание там (в гостинице или на съемной квартире) часто становится величиной неподъемной для бюджета, как средней российской семьи, так и крупной корпорации, если речь идет о регулярных командировках сотрудников в филиалы компании, расположенные в других городах.

Будущее e-learning в России

В России рынок e-learning начал развиваться с начала 2000-х годов. В это время страна, с одной стороны, уже начала оправляться от финансового кризиса 1998 года, и у компаний появились деньги, которые они могли тратить на обучение персонала и компании поняли, что обученный персонал – это конкурентное преимущество. С другой стороны, компьютерная грамотность населения и компьютеризированность страны достигла уровня, когда наличие персонального компьютера  в доме и офисе перестало восприниматься как нечто редкое, уникальное и сверхестественное.

Корпоративный университет компании Caterpillar провел исследование, в котором  сравнил затраты на очные и e-learning программы. Основной вывод - электронное обучение менее затратно вне зависимости от числа обучающихся. Даже если число слушателей менее 100 человек и курс длиться менее 1 часа, e-learning все равно остается более чем на 40% выгоднее обучения с инструктором из-за скрытых издержек на обучающегося ($9,500 против $17,062). При моделировании более длительных программ и покрытии большего количества персонала, ценовое преимущество электронного обучения становилось еще более заметным, экономия достигала 78%.

Конечно, это «импортная» статистика и она не может со 100% достоверностью использоваться в нашей стране, но отечественный рынок ДО только начинает формироваться,  еще не накопил достаточного количества данных и эти расчеты с высокой степенью достоверности можно экстраполировать на российскую реальность.

Целевая аудитория, для которой дистанционное обучение представляет наибольший интерес

Сейчас в России потребителями услуг e-learning в первую очередь являются компании, которым необходимо регулярно проводить большое количество семинаров о продуктах и услугах компании для большого количества сотрудников. К таким компаниям можно отнести банки, финансовые корпорации, страховые компании. Все они имеют довольно большую и при этом постоянно меняющуюся продуктовую линейку. В этом случае невозможно постоянно разрабатывать и проводить в очном формате тренинги по продуктам - это слишком дорого и небыстро.

Очень часто к продуктам электронного обучения обращаются компании, имеющие стандартизированные технологии и процедуры. В этом случае они имеют библиотеку стандартных курсов, например, по пожарной безопасности или правилам оформления каких-либо документов. Обычно эти курсы требуют минимальных изменений в течение большого промежутка времени. Естественно, этот подход значительно экономит деньги компании и время сотрудников. Дополнительный плюс - всегда можно найти необходимую информацию, т.е. у сотрудников под рукой своеобразная "шпаргалка".

Третий вариант компаний, заказывающих e-learning услуги, это предприятия, имеющие географически распределенную сеть филиалов. Использование продуктов дистанционного обучения  позволяет, с одной стороны, обеспечить одинаковое обучение вне зависимости от месторасположения филиала, а с другой, сэкономить большое количество денег компании за счет снижения издержек на командировки для преподавателей  и/или сотрудников.

Четвертая категория - компании с высокой текучкой специалистов, например, операционистов или продавцов. Например, в банке "Русский Стандарт" обучение новичков-специалистов ведется в значительной степени средствами e-learning

Эффективность дистанционного обучения

Эффективность дистанционного обучения основана на том, что слушатели сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются давлению родителей, обстоятельств, начальства и пр.

Однако при этом жёсткая отчётность - важный элемент системы ДО. За каждый пройденный раздел курса слушатель должен отчитываться перед преподавателем и, пока этого не произойдёт, двигаться в обучении дальше он не сможет.

Основное правило расчета эффективности дистанционного обучения похоже на «закон рычага»: чем больше  в компании сотрудников, которых необходимо обучать, и распределенных офисов и филиалов и чем дальше от головного офиса они расположены - тем выгоднее для компании внедрение Системы дистанционного обучения.

Выгоды и преимущества, которые предприятие может получить при внедрении Системы дистанционного обучения

Система дистанционного обучения, позволит:

  • Экономить на переездах к месту обучения - при помощи электронного обучения можно  доставить любую информацию в виде текста, аудио и видео до любого, самого удаленного филиала, достаточно только компьютера
  • Обучать на одном курсе неограниченное  количество сотрудников неограниченное время
  • Оперативно доводить до персонала изменения - любые новые документы могут быть донесены до сведения сотрудников в виде электронных курсов за короткое время, при этом они не просто прочитают их, но и сдадут тесты, что повысит понимание ими информации
  • Тестировать персонал  для перевода, повышения, аттестации, сертификации - можно задать любой стандарт необходимых знаний,  навыков и умений  для любой должности и увидеть реальную  и объективную оценку знаний каждого сотрудника
  • Проводить конкурсный отбор на руководящие должности, сформировав  перечень курсов и тестов, которые должен пройти претендент, что позволит повысить качество отбора  
  • Отслеживать и контролировать результаты и динамику обучения каждого сотрудника, независимо от степени его удаленности от головного офиса
  • Платить только за знания сотрудников, исключая  расходы на транспорт и командировочные для сотрудников и преподавателей
  • Проводить подготовку и переподготовку персонала без отрыва от работы - в свободное от работы время или в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня.
  • Создавать эксклюзивные авторские электронных курсы,  на базе традиционных курсов своих опытных специалистов-наставников

Электронные курсы позволяют обучать, не ограничиваясь территориально районом или городом, в котором расположен филиал или региональное отделение, привлекать к ведению учебного процесса преподавателей из других регионов, вести обучение вне зависимости от месторасположения, как преподавателя, так и слушателей, и контролировать результаты.

В результате компания сможет:

 

  • Снизить издержки, связанные с обучением: программы e-learning обходятся на 50% дешевле традиционных учебных программ.
  • Привлечь слушателей из удаленных регионов;
  • Привлечь авторов курсов и преподавателей в тех областях знаний, в которых собственных преподавателей недостаточно
  • Поддержать очный учебный процесс дистанционными формами, введя, так называемое, смешанное обучение

 

Система дистанционного обучения также может быть использована как современное эффективное дополнение к занятиям в аудитории

Преимуществом ДО по сравнению с другими формами образования является существенное снижение стоимости обучения: прежде всего, ДО позволяет многократно сократить необходимое для обучения в очной форме время аудиторных занятий с преподавателями, сокращая тем самым как расходы на оплату труда преподавателей, так и расходы на содержание аудиторного фонда.

Директор по маркетингу Компания РаКурс Ходак Елена (812) 997-68-93 [email protected]

 www.ra-kurs.spb.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Аватар пользователя МирИн

*

Аватар пользователя МирИн

Я бы с удовольствием поучилась бы дистанционно. вот только стоит это много дороже, чем заочное обучение.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий