Презентация в лифте или прямой эфир?

Способность говорить на нужную тему в разных временных форматах - очень важная часть коммуникативной компетенции.

Сто лет назад в Америке появился термин «elevator pitch» (так же известный, как «elevator speech», «lift speech», «elevator statement»). По-русски обычно используют словосочетание «презентация в лифте». Суть в том, чтобы представить свою идею, мнение, проект, компанию, продукт, себя самого – да всё, что угодно - в очень сжатое время. В 20-х годах прошлого века в Чикаго и Нью-Йорке проходила уже вторая волна строительства небоскрёбов, буквально строительный бум, именно это и послужило причиной появления такого коммуникативного жанра. В небоскрёбы переносились офисы компаний всех возможных индустрий и рынков. В них быстро концентрировалась тогдашняя бизнес-элита, менеджеры, собственники. А молодые предприниматели-стартаперы умышленно старались попасть в один лифт с «матёрыми» бизнесменами, для того чтобы попробовать установить первичный контакт с ними. С тех пор «презентация в лифте» стала одним из устойчивых коммуникативных форматов в западной культуре. Во многих солидных тренинговых или консалтинговых компаниях есть elevator speech training.

Ниже можно увидеть отрывок из художественного фильма «Деловая женщина», (aнгл. Working Girl; Douglas Wick; 20th Century Fox; USA; 1988) в котором можно увидеть типичный пример «презентации в лифте». Героине нужно было за 30 секунд рассказать своему клиенту, инвестору, как ей пришла идея вложить его деньги в радиохолдинг.

В российской коммуникативной культуре такой жанр востребован меньше в силу огромного влияния личных персональных связей: чтобы нас слушали, когда мы говорим что-то серьёзное, нужно уже быть знакомым с собеседником. Конечно, не всегда это так, во всём есть исключения и удачные примеры – но это именно удача, причем, редкая. В большинстве случаев пассажиры в лифте не заинтересуются предложением от незнакомого им человека. Эта особенность коммуникаций имеет глубокие корни, но сегодня ситуация постепенно меняется: молодые люди всё чаще практикуют различные механизмы нетворкинга, учатся преодолевать смущение и чётко формулировать то, что хотят донести до незнакомого собеседника. Но владение форматом «презентации в лифте» полезно любому спикеру, вне зависимости от его привычки к способам завести новые знакомства.

На днях с одним из клиентов мы готовились к предстоящему ему выступлению в прямом эфире на телевизионном деловом канале. Формат выступления был определён заранее как интервью длительностью 5 минут: ведущий в студии включал спикера удалённо и должен был задать ему несколько вопросов по поводу ситуации с льготной ипотекой.

В процессе подготовки я настаивал на том, чтобы клиент, имея основной вариант своего рассуждения на заданную тему, рассчитанный на пять минут общего времени, подготовил и короткий вариант, буквально на полминуты, монолог. Чтобы в эти полминуты он мог донести чётко сформулированное послание, простым языком, максимально доходчиво. Он не понимал, зачем нужно формулировать так коротко и просто, если будет интервью? Мне удалось его убедить в том, что, кроме того, что такое умение прекрасно тренирует способность формулировать и говорить уверенно, это ещё и запасной вариант на случай внезапного изменения формата.

Клиент остался благодарен: за три минуты до включения в эфир нам сообщили, что на канале немного «поплыл» тайминг и у спикера будет только 60 секунд. Такие ситуации встречаются часто, когда речь идёт о прямых включениях. И не готовый к такому повороту событий спикер обычно теряется – ведь ему нужно заново переформулировать то, что он хотел сказать, сократив речь в пять раз. И времени у него на это есть пара минут. Даже для опытного спикера это, своего рода, вызов, а для тех, кто выступает нечасто – это ещё и стресс.

А при чём же здесь «презентация в лифте»? А при том, что подготовленный нами короткий, запасной вариант фактически ею и был. Включал все требования такого формата: 30-60 секунд, 50 - 80 слов, уверенно, с чётко сформулированным посланием. Elevator speech оказался комментарием в эфире.

elevator pitch

Способность говорить на нужную тему в разных временных форматах - очень важная часть коммуникативной компетенции. И речь не только о выступлениях на публике или эфирах: часто бывает, что даже в общении тет-а-тет такое умение очень выручает. Эффективный коммуникатор с одинаковой готовностью может произнести развёрнутый рассказ и полуминутный спич, не теряя при этом сути и достигая цели.

Алексей Пронюшин, «Человек Публичный», consulting & training

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий