В сентябре 2010 года кадровый холдинг АНКОР провел первое в России исследование по расчету средней стоимости замены сотрудников. Целью анализа было сопоставление российских и международных данных
и определение порядка затрат на ротацию персонала различных категорий.
Стоимость замены сотрудников — это суммарные издержки и потери, которые несут компании в связи с ротацией персонала. Данные затраты условно можно разделить на два блока:
-
Прямые затраты (затраты на увольнение, на поиск и найм, на вхождение
в должность) - Косвенные или неявные затраты (снижение производительности труда, снижение лояльности или потеря клиентов, репутационные риски, потеря экспертизы, недополучение прибыли в отсутствии сотрудника)
Западные исследования показывают, что прямые затраты зачастую не являются основным источником общих издержек и оказываются ниже количественного измерения косвенных потерь, связанных с рисками потери части бизнеса, возникновения трудовых споров, снижением лояльности клиентов.
Несмотря на то, что западное HR-сообщество всерьез занимается исследованием данной темы, настоящее исследование компании АНКОР — это первый подобный анализ в России.
В исследовании АНКОРа, которое проходило в сентябре 2010 г., приняли участие 73 ведущие российские и иностранные компании, оперирующие в России.
Условно компании были разделены по географическому принципу. В анализе приняли участие представители Москвы (36 % компаний-респондентов), Санкт-Петербурга (25 %), Востока (Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Красноярск) (18 %) и Центра и Северо-Запада (Владимир, Ярославль, Калуга, Тверь, Тула, Калининград) (21 %). Большинство компаний-участников исследования являются представителями индустриального сектора и сферы ТНП.
В основу расчета АНКОРа легли только явные затраты, которые были разделены на 5 блоков:
- Затраты на увольнение сотрудника (Затраты на интервью на выходе, Затраты на расчет, Выходное пособие)
- Затраты на поддержание рабочего процесса (Выплаты совместителям)
- Стоимость найма (Затраты на поиск, Затраты на собеседование, Затраты на тестирование и анкетирование, Затраты на финальное обсуждение кандидатуры, Транспортные расходы, Затраты на релокацию, Медобследование, Оформление сотрудника, Спецодежда и другие необходимые для работы атрибуты)
-
Затраты на обучение (Стоимость презентационных материалов
для нового сотрудника, Обучение) -
Потери на вхождении в должность (Оплата работы сотрудника
в период обучения)
Расчет стоимости замены проводился по трём категориям персонала:
- Начальный уровень/Линейный персонал
- Специалисты/Менеджеры среднего звена
-
Руководители департаментов/Вторая линейка руководящего состава/Руководители высшего звена
В результате проведения исследования были получены средние данные, представленные ниже:
-
Таким образом, средняя стоимость замены линейного персонала даже без учета неявных издержек более чем в два раза превышает оклад данных специалистов.
-
-
Сравнивая полученные АНКОРом средние значения стоимости замены с международными данными, например, с исследованием SocietyforHumanResourceManagement, мы видим, что затраты российских компаний составляют примерно 20-23 % от годового оклада сотрудников и приближены к мировым значениям. Однако следует учитывать, что в различных вариантах расчетов анализируются разные составляющие затрат. Например, стоимость замены в 150 % от годового оклада по результатам HayGroupговорит о том, что эта компания могла рассчитывать не только прямые, но и косвенные, неявные издержки.
Наиболее точные показатели дают отраслевые исследования, которые по заказу ведущих игроков отрасли проводят консалтинговые компании, профильные ассоциации и институты.
Выводы исследования:
-
Высокая стоимость замены увеличивает роль правильного найма
и введения в должность. - Всего 11 % компаний-участников опроса АНКОРа ведут расчеты стоимости замены сотрудников. И это — филиалы иностранных предприятий.
- Средняя стоимость замены в России составляет примерно 21 % от годового дохода сотрудника и приближена к международным показателям.
- Непрямые издержки существенно влияют на окончательную стоимость замены.
- Оценивать стоимость замены необходимо в комплексе с другими показателями, такими как текучесть кадров, индексация заработных плат, ситуация на рынке труда и т.д.
-
Для более глубокого анализа необходимо проводить сравнение данных
по конкретным позициям внутри отрасли и в динамике за определенный период.
Алексей Миронов, Заместитель генерального директора по развитию бизнеса холдинга АНКОР: «Эффективность работы сотрудника и производительность труда – те показатели, которые во время кризиса стали особенно интересовать топ-менеджемент компаний. В условиях экономии руководству важно понимать в какую сумму обходится компании не только найм сотрудника, но и его содержание. Бытует мнение, что замена персонала – незатратный процесс и единственное, что большинство компаний действительно оценивает – это затраты непосредственно на подбор персонала (обращение в кадровое агентство, затраты на рекламу вакансии, зарплата внутреннему HRи т.д.).
АНКОР первый среди кадровых компаний провел подобное исследование, которое показало, что факторов, влияющих на общие затраты компании на замену персонала несколько и размер этих затрат довольно значителен. Данные исследования особенно будут полезны компаниям с большим процентом «текучки». Исследование АНКОРа визуализирует информацию о денежных тратах на замену персонала и может помочь руководству компаний в принятии кадровых решений.
С учетом значительных затрат HR на замену сотрудников роль развития и удержания персонала возрастает. Мы надеемся, что исследование холдинга АНКОР поможет российскому бизнесу сохранить ценные кадры, и в целом будет способствовать повышению цивилизованности рынка труда».
Для дополнительной информации:
Екатерина Виденина,
Менеджер по связям с общественностью
Тел.: (495) 926-41-00
Эл. почта: pr@ancor.ru
Поделиться