Курс на онбординг: как адаптировать сотрудников в быстрорастущей компании

Адаптация в компании на этапе взрывного роста — один из ключевых процессов. Но ввести в работу более 1000 человек в неделю без тщательной подготовки не получится. О том, что важно учесть, рассказывает HR-департамент Самоката.

Коронавирус и найм

За последние 8 месяцев спрос на доставку вырос в несколько раз. Компания начала масштабирование в другие регионы: в августе Самокат открылся в Нижнем Новгороде, а в октябре — в Казани. Появилась необходимость в новых сотрудниках доставки. Сегодня к работе в Самокате приступают от 3 тысяч человек в месяц. Это сотни людей каждый день. 

Самокат — технологическая ретейл-компания. В каждом подразделении работают люди разных культур и специальностей, которые вместе создают один продукт. Наши курьеры — это учителя, инженеры, IT-специалисты, люди самых разных профессий. 

Фактически Самокат — стартап, но вместе с тем — крупный бизнес с регламентами и значительной численностью сотрудников. Отсюда складываются нюансы работы HR-департамента: сотрудников нужно искать на глобальном рынке труда, если речь о разработчиках; на российском — при подборе руководителей; на рынке конкретного городского района — при найме курьеров.  

До распространения пандемии COVID-19 Самокат развивал концепцию центров для курьеров и товароведов. Сейчас мы перевели все процессы в онлайн и удаленный режим. 

Первый рабочий день

Курьеры. В Самокате большинство сотрудников — курьеры, которые были приняты и оформлены на работу дистанционно. Отношения с ними мы строим как с клиентами. Именно поэтому более 25% наших соискателей после перерыва возвращаются к выполнению работы. То есть они действуют в логике клиентов, а не наемных сотрудников. 

Отдельное внимание мы уделяем адаптации курьеров на рабочем месте. Каждый из них проходит очное и онлайн-обучение основам работы. Новые курьеры начинают учиться до того, как приходят на стажировку в Самокат. Они осваивают минимальный набор навыков с помощью удобного приложения с различными учебными материалами и инструкциями, а первые доставки проходят под присмотром наставника. 

Особенно важны безопасность и комфорт. Мы заранее предупреждаем сотрудников, как одеться максимально комфортно, обеспечиваем их плащами и куртками. Для того, чтобы научиться работе курьера в Самокате, как правило, нужно от 2-х до 4 часов. 

Офис. Онбординг офисного сотрудника в Самокате организован так, чтобы он максимально быстро адаптировался. Помимо стандартных процедур вроде представления рабочего места, необходимого оборудования и материалов, в компании проходят welcome-встречи для новых сотрудников с участием основателей. Когда эпидемиологическая обстановка позволяет, новые сотрудники посещают специальные интерактивные экскурсии: они могут выступить в роли сопровождающего курьера. Это нужно, чтобы каждый ясно понимал, как устроена работа складов, с какими трудностями сталкиваются их работники. Сейчас мы заменили очное присутствие на просмотр видео о жизни в дарсксторах. 

Центры формирования заказов. Работа товароведов и директоров начинается с наставничества — адаптацией занимается сертифицированный наставник-тренер. Он сопровождает офлайн и онлайн-стажировку новичка. В виртуальном учебном классе происходит обучение и сдача экзаменов. По его итогам мы принимаем решение, готов ли человек работать самостоятельно. Экзамен предусматривает профтестирование на знание стандартов и регламентов Самоката. 

Первые часы работы в компании в идеале должны быть wow-опытом. В этом направлении сделано многое, но мы продолжаем стремиться к идеалу. 

Плыть против текучки

Процессы собеседования и найма в Самокате четко регламентированы. Для каждой должности разработан профиль соответствия, а руководители центров формирования заказов проводят онлайн-интервью по разработанному сценарию. В профилях на все позиции заложено много качеств и навыков, связанных с лидерскими способностями. Нам важно растить кадры внутри компании — так мы снижаем риск текучки и даем возможность карьерного роста. У нас в компании немало примеров, когда за 3 месяца курьер становился директором ЦФЗ. Сегодня наши бывшие курьеры управляют целыми территориями из нескольких дарксторов. Другие переходят в офис: становятся дизайнерами и специалистами.  

Для офисных сотрудников в Самокате несколько раз в год проходят опросы вовлеченности сотрудников, а раз в два месяца — большая встреча с основателями компании. Сейчас такие встречи мы перенесли в Zoom. Основатели рассказывают о текущем положении дел, делятся планами, а сотрудники — могут задать любые вопросы. К ответам на наиболее популярные из них топ-менеджеры готовятся заранее. Вопросы можно задавать и во время прямой трансляции.

Самое важное правило, которому мы следуем, — простое человеческое отношение к любому члену команды и особенно к курьеру. 

Как снизить текучку среди курьеров и других сотрудников:

  1. Обеспечить исправной техникой для работы и необходимыми средствами защиты; 
  2. Организовать дистанционное и очное обучение новичков; 
  3. Настроить удобный график работы; 
  4. Создать перспективы карьерного роста в компании; 
  5. Предложить включиться в интересную игру вроде поощрения за выполнение определенного числа заказов.

Как сделать адаптацию масштабируемой

В стартапе и при активном росте онбординг не заканчивается никогда: сначала ты адаптируешься сам, потом помогаешь адаптироваться другим сотрудникам. Затем — нужно адаптировать сотрудников нового офиса, территории, центра формирования заказов (в нашем случае).

Чек-лист: что нужно учесть, работая над онбордингом новых сотрудников

  1. Организовать прямой диалог с основателями компании. В идеале лучше устраивать офлайн-встречи с новичками. Если это невозможно, можно использовать запись видео с прямой речью основателей или генерального директора. 
  2. Рекрутировать наставников среди сотрудников. Наставничество — технология передачи навыков правильной работы. Отбор, обучение, материальное поощрение наставников значительно увеличит возможность адаптации многих сотрудников одновременно.  
  3. Продумать каждый шаг первых дней работы сотрудников. Регламентировать процесс, автоматизировать его, создать сценарий ключевых событий адаптаций первых дней работы. Определить идеальный результат и ответственного за адаптацию на каждом этапе. 
  4. Помогать в решении самых, как может показаться на первый взгляд, незначительных трудностей сотрудников в повседневной работе. Например, разъяснить регламент и правила работы в команде, показать, как нужно проходить курс онлайн-обучения, если человек не может разобраться в нем самостоятельно.

В подготовке статьи принимали участие Александр Пенкин, руководитель департамента обучения и развития в Самокате, и Сергей Дубинников, HR-директор Самоката. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий