Коронавирус и найм
За последние 8 месяцев спрос на доставку вырос в несколько раз. Компания начала масштабирование в другие регионы: в августе Самокат открылся в Нижнем Новгороде, а в октябре — в Казани. Появилась необходимость в новых сотрудниках доставки. Сегодня к работе в Самокате приступают от 3 тысяч человек в месяц. Это сотни людей каждый день.
Самокат — технологическая ретейл-компания. В каждом подразделении работают люди разных культур и специальностей, которые вместе создают один продукт. Наши курьеры — это учителя, инженеры, IT-специалисты, люди самых разных профессий.
Фактически Самокат — стартап, но вместе с тем — крупный бизнес с регламентами и значительной численностью сотрудников. Отсюда складываются нюансы работы HR-департамента: сотрудников нужно искать на глобальном рынке труда, если речь о разработчиках; на российском — при подборе руководителей; на рынке конкретного городского района — при найме курьеров.
До распространения пандемии COVID-19 Самокат развивал концепцию центров для курьеров и товароведов. Сейчас мы перевели все процессы в онлайн и удаленный режим.
Первый рабочий день
Курьеры. В Самокате большинство сотрудников — курьеры, которые были приняты и оформлены на работу дистанционно. Отношения с ними мы строим как с клиентами. Именно поэтому более 25% наших соискателей после перерыва возвращаются к выполнению работы. То есть они действуют в логике клиентов, а не наемных сотрудников.
Отдельное внимание мы уделяем адаптации курьеров на рабочем месте. Каждый из них проходит очное и онлайн-обучение основам работы. Новые курьеры начинают учиться до того, как приходят на стажировку в Самокат. Они осваивают минимальный набор навыков с помощью удобного приложения с различными учебными материалами и инструкциями, а первые доставки проходят под присмотром наставника.
Особенно важны безопасность и комфорт. Мы заранее предупреждаем сотрудников, как одеться максимально комфортно, обеспечиваем их плащами и куртками. Для того, чтобы научиться работе курьера в Самокате, как правило, нужно от 2-х до 4 часов.
Офис. Онбординг офисного сотрудника в Самокате организован так, чтобы он максимально быстро адаптировался. Помимо стандартных процедур вроде представления рабочего места, необходимого оборудования и материалов, в компании проходят welcome-встречи для новых сотрудников с участием основателей. Когда эпидемиологическая обстановка позволяет, новые сотрудники посещают специальные интерактивные экскурсии: они могут выступить в роли сопровождающего курьера. Это нужно, чтобы каждый ясно понимал, как устроена работа складов, с какими трудностями сталкиваются их работники. Сейчас мы заменили очное присутствие на просмотр видео о жизни в дарсксторах.
Центры формирования заказов. Работа товароведов и директоров начинается с наставничества — адаптацией занимается сертифицированный наставник-тренер. Он сопровождает офлайн и онлайн-стажировку новичка. В виртуальном учебном классе происходит обучение и сдача экзаменов. По его итогам мы принимаем решение, готов ли человек работать самостоятельно. Экзамен предусматривает профтестирование на знание стандартов и регламентов Самоката.
Первые часы работы в компании в идеале должны быть wow-опытом. В этом направлении сделано многое, но мы продолжаем стремиться к идеалу.
Плыть против текучки
Процессы собеседования и найма в Самокате четко регламентированы. Для каждой должности разработан профиль соответствия, а руководители центров формирования заказов проводят онлайн-интервью по разработанному сценарию. В профилях на все позиции заложено много качеств и навыков, связанных с лидерскими способностями. Нам важно растить кадры внутри компании — так мы снижаем риск текучки и даем возможность карьерного роста. У нас в компании немало примеров, когда за 3 месяца курьер становился директором ЦФЗ. Сегодня наши бывшие курьеры управляют целыми территориями из нескольких дарксторов. Другие переходят в офис: становятся дизайнерами и специалистами.
Для офисных сотрудников в Самокате несколько раз в год проходят опросы вовлеченности сотрудников, а раз в два месяца — большая встреча с основателями компании. Сейчас такие встречи мы перенесли в Zoom. Основатели рассказывают о текущем положении дел, делятся планами, а сотрудники — могут задать любые вопросы. К ответам на наиболее популярные из них топ-менеджеры готовятся заранее. Вопросы можно задавать и во время прямой трансляции.
Самое важное правило, которому мы следуем, — простое человеческое отношение к любому члену команды и особенно к курьеру.
Как снизить текучку среди курьеров и других сотрудников:
- Обеспечить исправной техникой для работы и необходимыми средствами защиты;
- Организовать дистанционное и очное обучение новичков;
- Настроить удобный график работы;
- Создать перспективы карьерного роста в компании;
- Предложить включиться в интересную игру вроде поощрения за выполнение определенного числа заказов.
Как сделать адаптацию масштабируемой
В стартапе и при активном росте онбординг не заканчивается никогда: сначала ты адаптируешься сам, потом помогаешь адаптироваться другим сотрудникам. Затем — нужно адаптировать сотрудников нового офиса, территории, центра формирования заказов (в нашем случае).
Чек-лист: что нужно учесть, работая над онбордингом новых сотрудников
- Организовать прямой диалог с основателями компании. В идеале лучше устраивать офлайн-встречи с новичками. Если это невозможно, можно использовать запись видео с прямой речью основателей или генерального директора.
- Рекрутировать наставников среди сотрудников. Наставничество — технология передачи навыков правильной работы. Отбор, обучение, материальное поощрение наставников значительно увеличит возможность адаптации многих сотрудников одновременно.
- Продумать каждый шаг первых дней работы сотрудников. Регламентировать процесс, автоматизировать его, создать сценарий ключевых событий адаптаций первых дней работы. Определить идеальный результат и ответственного за адаптацию на каждом этапе.
- Помогать в решении самых, как может показаться на первый взгляд, незначительных трудностей сотрудников в повседневной работе. Например, разъяснить регламент и правила работы в команде, показать, как нужно проходить курс онлайн-обучения, если человек не может разобраться в нем самостоятельно.
В подготовке статьи принимали участие Александр Пенкин, руководитель департамента обучения и развития в Самокате, и Сергей Дубинников, HR-директор Самоката.
Поделиться