Как поддерживать вовлеченность участников тренинга?

POSE — это методика, разработанная Тимом Эндрюсом, помогающая сформировать благоприятную учебную обстановку. Как обеспечить на тренинге атмосферу, включающую три основных элемента POSE: безопасность, цель и ответственность?

В идеальном мире участники приходят на тренинг с мотивацией к обучению, понимая его значимость и пользу. Но реальность часто отличается: сотрудников направляют на обучение по принципу «так надо» или люди просто следуют за компанией.

Поэтому задача тренера — с самого начала создать и поддерживать учебную среду, которая вовлекает каждого и стимулирует к активному участию и освоению новых знаний.

Как у участников проявляется вовлеченность в обучении:

  • Активно делятся мнением и личным опытом.

  • Сосредотачивают внимание исключительно на процессе обучения.

  • Пробуют внедрять новые модели на практике.

  • Инициируют вопросы, стремясь глубже вникнуть в материал.

  • Прилагают усилия в выполнении заданий.

  • Ведут заметки и конспекты.

Мы в Институте Тренинга используем модель POSE, предложенную Тимом Эндрюсом, основанную на трех основных элементах вовлеченности: цели, ответственности и безопасности.

Цель
Взрослые люди учатся эффективнее, когда четко понимают, зачем им это. Сформулируйте четкую и понятную цель тренинга, связывая ее с реальными рабочими задачами участников. С самого начала озвучьте эту цель, зафиксируйте ее на флипчарте или карточке и оставьте в поле зрения участников.

Побуждайте участников устанавливать свои персональные цели обучения и связывать с ними материалы тренинга. Каждый этап тренинга начните с разъяснения того, как он способствует достижению общей цели. Помогайте участникам формулировать выводы и планировать применение новых знаний в реальной практике.

Ответственность
Невозможно принудить взрослого к обучению, но можно создать условия и разделить ответственность за результат.

Объясните, что потребуется от участников для достижения поставленной цели: практика, запрос обратной связи, смелость пробовать новое и рисковать, вклад в общую работу группы. Стимулируйте их использовать свой опыт, сопоставлять новые знания с уже известными моделями.

Не создавайте ложных ожиданий: тренинг — не волшебное решение. Напоминайте, что овладение навыком требует практики и времени вне занятий.

Сохраняйте партнерский подход, разделяя ответственность за итог. Важно следить за тем, как вы общаетесь.

  • Избегайте использования уменьшительно-ласкательных форм.

  • Применяйте объединяющие выражения: мы сделаем, обсудим, сфокусируемся.

  • Благодарите за вклад, идеи и вопросы.

Безопасность
Ощущение физической и психологический безопасности имеет большое значение. Физическая безопасность означает комфортное пространство, где нет препятствий и источников опасности. Психологическая безопасность базируется на безоценочности, конфиденциальности, поддержке, тактичности и дружелюбии.

Психологическую небезопасность можно заметить по поведению участников:

  • Осторожны в своих ответах, выбирают социально одобряемые варианты.

  • Оправдываются, получая обратную связь.

  • Боятся сделать ошибку.

  • Снижают значимость обучения, например, говоря, что на работе все иначе.

  • Не стремятся делиться опытом и не задают вопросов.

  • Пассивно участвуют в процессе, стремясь быть незаметными.

  • Скрывают свое несогласие или сомнения по обсуждаемым вопросам.

Главное правило, способствующее созданию безопасной и доверительной обстановки — это конфиденциальность. В самом начале тренинга обсудите, что рабочие вопросы и ситуации останутся внутри группы. Это повысит уровень доверия и открытости. Взрослые участники очень чувствительны к неудачам, поэтому дайте понять, что тренинг — это безопасное пространство для обучения.

На начальных этапах важно создать ощущение комфорта. Подготовьте удобное помещение для занятий. Проявляйте дружелюбие и доброжелательность, улыбайтесь. Проверьте, знакомы ли участники друг с другом. Если нет, организуйте небольшое знакомство.

При постановке вопросов дайте время подумать или обсудить их в парах. Одна из самых стрессовых ситуаций для обучающихся — это требование дать немедленный ответ без подготовки.

Для поддержания комфортной атмосферы можно включать музыку во время перерывов и выполнения заданий.

При предоставлении обратной связи делайте акцент на конкретном поведении, опираясь на факты. Регулярно подчеркивайте позитивные моменты и достижения. Помогайте участникам давать друг другу конструктивную обратную связь и избегайте оценочных суждений.

Все три компонента вовлеченности должны быть задействованы уже в начале тренинга. Важно, как вы приветствуете участников, приглашаете к работе и настраиваете на обучение. Регулярно проводите оценку, чтобы убедиться, что все три компонента устойчивы и работают эффективно. Это поможет сделать процесс обучения продуктивным и удовлетворяющим как вас, так и для участников.

Автор статьи:
Татьяна Морозова, Тренер, Руководитель направления "Школа тренеров" в Институте Тренинга

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий