Ни одна компания не застрахована от проведения плановой и внеплановой проверок со стороны Государственной инспекции труда. Но если внеплановая проверка внезапна и инициируется, как правило, после жалоб от работников, то к проведению плановой проверки работодатель может подготовиться заранее, узнав о визите ГИТ на сайтах соответствующих надзорных ведомств (ГИТ соответствующего региона, Генеральной прокуратуры РФ). О том, как подготовиться к этой процедуре и пройти ее без серьезных последствий, учтя особенности ситуации с пандемией, рассказывает Ольга Полежаева, руководитель Практики юридического консалтинга по трудовому праву и охране труда АНКОР Consulting.
В 2019 году был утвержден новый “Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”, который установил, какие документы проверяет трудовая инспекция.
В первую очередь перед проверкой работодателям рекомендовано ознакомиться с нормами Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 г. № 160. Данные документы содержат права и обязанности проверяющих – и тех, кого они проверяют. Это поможет не допустить злоупотреблений со стороны инспекторов.
Сейчас все плановые проверки ГИТ проводят на основании проверочных листов (чек-листов). Инспекторы обязаны их использовать и не имеют право выходить за их пределы.
Вторым немаловажным шагом подготовки к плановой проверке для компании будет проведение самостоятельного аудита кадровой документации. Помочь в этом могут поверочные листы ГИТ, которые имеются в открытом доступе. Более эффективным будет привлечение для этих целей специализированных организаций.
Проведя предварительный аудит, компания сможет заблаговременно выявить имеющиеся нарушения, устранить или минимизировать их, что в целом снижает риски, которые могут возникнуть в ходе проведения проверки.
Проверяемые документы можно разделить на следующие блоки:
– документы кадрового учета (трудовые договоры и дополнительные соглашения; должностные инструкции, штатное расписание со всеми изменениями; графики отпусков; приказы по кадровому составу) личные карточки; трудовые книжки и журналы их учета;
– локальные нормативные акты (ПВТР, наличие обязательных локальных нормативных актов и т.п.);
– оплата труда (отсутствие задолженности по заработной плате перед работниками);
– наличие подписей в документах, с которыми сотрудник должен быть ознакомлен письменно;
– правильность оформления выходов работников в выходные, праздничные дни и сверхурочно; соблюдение прав льготных категорий граждан (в т.ч. инвалидов);
– соблюдение норм охраны труда;
– документы по иностранным работникам.
В условиях пандемии особое внимание следует обратить на вопросы оплаты труда и оформления кадровых документов. При этом повышенное внимание инспекторов к данным блокам документов не освободит компанию от проверки всего остального.
Главное при этом помнить, что нарушение норм трудового законодательства и норм охраны труда влечет административную ответственность для работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ и 5.27.1 КоАП РФ. В отдельных случаях (например, невыплата заработной платы) возможно также привлечение к уголовной ответственности.
Поделиться