Готовимся к проверке ГИТ: на что обратить внимание с учетом пандемии

Ни одна компания не застрахована от проведения плановой и внеплановой проверок со стороны Государственной инспекции труда. Но если внеплановая проверка внезапна и инициируется, как правило, после жалоб от работников, то к проведению плановой проверки работодатель может подготовиться заранее, узнав о визите ГИТ на сайтах соответствующих надзорных ведомств (ГИТ соответствующего региона, Генеральной прокуратуры РФ). О том, как подготовиться к этой процедуре и пройти ее без серьезных последствий, учтя особенности ситуации с пандемией, рассказывает Ольга Полежаева, руководитель Практики юридического консалтинга по трудовому праву и охране труда АНКОР Consulting.

В 2019 году был утвержден новый “Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”, который установил, какие документы проверяет трудовая инспекция.

В первую очередь перед проверкой работодателям рекомендовано ознакомиться с нормами Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 г. № 160. Данные документы содержат права и обязанности проверяющих – и тех, кого они проверяют. Это поможет не допустить злоупотреблений со стороны инспекторов.

Сейчас все плановые проверки ГИТ проводят на основании проверочных листов (чек-листов). Инспекторы обязаны их использовать и не имеют право выходить за их пределы.

Вторым немаловажным шагом подготовки к плановой проверке для компании будет проведение самостоятельного аудита кадровой документации. Помочь в этом могут поверочные листы ГИТ, которые имеются в открытом доступе. Более эффективным будет привлечение для этих целей специализированных организаций.

Проведя предварительный аудит, компания сможет заблаговременно выявить имеющиеся нарушения, устранить или минимизировать их, что в целом снижает риски, которые могут возникнуть в ходе проведения проверки.

Проверяемые документы можно разделить на следующие блоки:

– документы кадрового учета (трудовые договоры и дополнительные соглашения; должностные инструкции, штатное расписание со всеми изменениями; графики отпусков; приказы по кадровому составу) личные карточки; трудовые книжки и журналы их учета;

– локальные нормативные акты (ПВТР, наличие обязательных локальных нормативных актов и т.п.);

– оплата труда (отсутствие задолженности по заработной плате перед работниками);

– наличие подписей в документах, с которыми сотрудник должен быть ознакомлен письменно;

– правильность оформления выходов работников в выходные, праздничные дни и сверхурочно; соблюдение прав льготных категорий граждан (в т.ч. инвалидов);

– соблюдение норм охраны труда;

– документы по иностранным работникам.

В условиях пандемии особое внимание следует обратить на вопросы оплаты труда и оформления кадровых документов. При этом повышенное внимание инспекторов к данным блокам документов не освободит компанию от проверки всего остального.

Главное при этом помнить, что нарушение норм трудового законодательства и норм охраны труда влечет административную ответственность для работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ и 5.27.1 КоАП РФ. В отдельных случаях (например, невыплата заработной платы) возможно также привлечение к уголовной ответственности. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий