Процедура оценки топ-менеджеров компании – тема очень волнительная для специалистов. Дело в том, что социальный ранг топ-менеджеров как правило выше чем ранг оценщиков. В результате специалисты констатируют различные проявления сопротивления, подчас вполне разумного, со стороны топов. Оценка – это не только необходимость или ресурс развития, но и власть тех, кто ее осуществляет. Что бы ни говорили про объективность те, кто проводит сами процедуры.
Менеджеры среднего звена действуют и принимают решения на оперативно-тактическом уровне, в то время как топ менеджеры в первую очередь влияют на стратегию. И естественно, что заменить человека на стратегическом уровне существенно трудней. Именно это и служит основой ключевого различия в целях оценки. Говоря о более полном использовании ресурсов топ менеджеров, мы говорим в первую очередь о применении оценки для формирования команд менеджеров под конкретные проекты.
Оценка менеджеров среднего уровня и топов: сходства и различия
Методы оценки топ – менеджеров
Руководители, особенно высокого уровня, могут воспринять попытки их оценить как угрозу авторитету и положению или просто как досадное отвлечение от основной работы. Именно для снижения негативной реакции руководителей необходимо уделить повышенное внимание презентации проекта оценки и вовлечению руководителей в проектирование профилей на этапе подготовки ассессмента.
Если говорить об оценке топов с целью формирования кадрового резерва, то руководителей необходимо убедить, что, с одной стороны, компания нуждается в том, чтобы была подготовлена достойная смена топ менеджерам, а с другой – что подготовка такой смены не скажется на положении нынешнего руководства.
Проектирование процедур оценки. Проведение Асессмент Центра и обратная связь
В описываемом проекте было выбрано 8 ключевых компетенций, под каждую из которых были подготовлены здания для АЦ, как индивидуальные, так и групповые. Pалогом успешности оценки топ менеджеров является уникальность упражнений (разработаны специально для данной компании) и обязательный учет специфики деятельности топов в компании.
Особенностью подхода, применяемого MBD Group при оценке топ менеджеров, является обязательная индивидуальная беседа с каждым участником после каждого упражнения в течение 10-15 минут. Это делается потому, что не всегда наблюдатель в ходе оценки адекватно оценивает поведенческие проявления. Не смотря на высокую квалификацию наблюдателей, они тоже люди и могут ошибиться, неправильно интерпретировать поведение. Поэтому беседа после каждого упражнения необходима для подтверждения оценок наблюдателей и выявления намерений (мотивации) участников в ходе упражнения. Ситуация в ходе упражнения или ошибки в формировании группы (и такое случается) могли привести к тому, что участник не смог в полной мере проявить свои компетенции в данном упражнении. Беседа после упражнения поможет выявить намерения участников в ходе упражнения и скорректировать или уточнить оценки наблюдателей.
По окончании всех упражнений и заданий АЦ проводится итоговое интервью по компетенциям. Как правило, это интервью на понимание бизнеса. Оно обычно содержит порядка 40 вопросов (задаются, как правило, не все вопросы), подготовленных заранее, и занимает от 20 до 40 минут. По наблюдению Елены, чем больший профессионализм проявляет оцениваемый, тем больше времени занимает интервью по компетенциям. Это связано с тем, что самые высокие оценки по компетенциям требуют самого тщательного подтверждения и обоснования.
По итогам АЦ дается обратная связь всем участникам: максимально обоснованная развивающая обратная связь, разумеется, в индивидуальной беседе. Участнику объясняют, какие оценки и почему именно были поставлены, все оценки подкрепляются описанием реально проявленного поведения в ходе АЦ: цитатами-высказываниями самого участника в ходе упражнений и интервью. Должны быть обоснованы даже десятые и сотые части оценки.
Сходства методов:
1. Оба метода позволяют получить максимально объективные данные о личностном и деловом потенциале топ – менеджера.
Глубинное интервью - за счет сопоставления объективных фактов из биографии, делового поведения и достигнутых результатов.
Ассессмент - центр - за счет проявленного поведения в реальной смоделированной ситуации.
2. Оба метода дают возможность создания актуальной индивидуальной программы развития для топ – менеджера, на основании выявленных сильных сторон и зон развития.
3. Использование любого из представленных методов мотивируют топ-менеджеров на развитие внутри компании и вместе с ней.
Различия методов представлены в таблице.
. |
Индивидуальное глубинное интервью |
Ассессмент - центр |
Стоимость проведения за 1 человека |
От 1200 до 3000у.е. |
От 600 до 1500у.е. |
Сроки предоставления отчетов |
От 1 недели |
От 1,5 недель |
Технология |
Оценка каждого человека в индивидуальной беседе, по специально разработанной для каждого участника схеме интервью |
Оценка каждого человека в ходе групповой и индивидуальной работы |
Ведущие |
Внешний консультант, специализирующийся в данной области, с соответствующим опытом работы и знаниями предметной области. |
Внешние консультанты (не менее 3 на группу из 8 человек), либо независимый центр оценки в компании. |
Таблица 2. Сравнение методов индивидуального и группового ассессмента. Различия © MBD Group
По мнению Елены и ее коллег, нежелательно проводить ассессмент менеджеров без привлечения сторонних консультантов. Менеджеры не хотят, чтобы их оценивал кто-то, имеющий в компании более низкий статус. Поэтому привлекаются сторонние провайдеры для оценки, при этом отдел по работе с персоналом может принимать деятельное участие в работе, в разработке компетенций, профилей.
Основные ошибки при оценке топ менеджеров
Ошибки при планировании оценки топ-менеджеров
Можно выделить следующие основные ошибки допускаемые при оценке руководителей:
Кандидатуры наблюдателей должны быть оговорены и согласованы со всеми руководителями без исключения. Сомнения относительно квалификации или опыта эксперта, а также личная неприязнь со стороны хотя бы одного из оцениваемых руководителей может стать поводом подвергнуть сомнению результаты всей процедуры оценки.
Перед началом мероприятия ведущий АЦ должен детально объяснить цели оценки и все предстоящие процедуры. Должен быть установлен контакт между ведущим АЦ и участниками, создана рабочая атмосфера. Если этому не уделить достаточно внимания, снижается мотивация участников и результаты оценки будут неадекватными.
Пример: В случае отказа отвечать на какой-то вопрос консультант позволил себе высказывание типа «Вы же понимаете, что результаты скажутся на вашей карьере». Такого рода поведение консультанта привело к закрытию всего проекта оценки и увольнению самого консультанта из компании. Высказывания подобного рода моментально настраивают группу против всей процедуры оценки, а в случае с оценкой топов еще и не соответствуют действительности т.к. как уже говорилось выше – цель оценки топов в первую очередь – развитие их компетенций. Данный пример может служить иллюстрацией и к ошибке № 3
Информация об оцениваемых компетенциях обязательно предоставляется участникам, но уже после оценки. В конце проекта. Если дать информацию до оценки, участники будут знать критерии оценки и выдавать желаемые ответы или поведение, что исказит результаты.
В ходе оценки происходи смена наблюдателей, что позволяет достичь большей объективности
Нельзя выставлять окончательные оценки сразу или в тот же день, в ходе сведения результатов. Связано это с тем, что у наблюдателей накапливаются эмоции, как позитивные, так и негативные. И лучше всего выставлять окончательные оценки по истечении нескольких дней, на основании записей и наблюдений, когда эмоции пройдут.
Ошибки при осуществлении обратной связи
Каждая оценка руководителю по каждому упражнению, и, особенно, итоговая оценка, должна быть подкреплена примерами реального поведения, ответами самого руководителя в ходе интервью по компетенциям. Консультант должен обосновать каждую десятую и сотую часть оценки, имея на руках записи, ее подтверждающие.
Любая обратная связь руководителю трансформируется в развивающую ОС или мини-коучинг. При этом рекомендации по развитию в идеале носят конкретный характер, и учитывают специфику работы руководителя. В некоторых случаях собственно поиск способов развития компетенций ложится на плечи специалистов по обучению и развитию внутри компании, в некоторых случаях – входит в обязанности консультантов.
Елена Семеняк, Елена Ермилова, источник неизвестен
Поделиться