Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии

Эта статья исследует путь Льва Семёновича Выготского, гениального психолога, к детальной разработке принципов нейропсихологии, и его влияние на Александра Романовича Лурия, который продолжил и развил его идеи.

Началом пути Выготского можно считать его статью 1925 года Сознание как проблема психологии поведения, где он впервые затронул проблему социогенеза человеческой психики. Выготский утверждал, что именно социальный опыт, исторический опыт и удвоение опыта (возможность сознательно представить цель действия) отличают человеческое поведение от поведения животных.

Ключевым моментом в этой теории стала роль слова как психологического орудия, позволяющего человеку удвоить опыт и переносить его извне вовнутрь. Именно слово, по мнению Выготского, стало фундаментом для развития сознания.

В 1929 году Выготский и Лурия совместно написали книгу Этюды по истории поведения. (Обезьяна. Примитив. Ребенок), где попытались проследить генезис поведения от примитивного до ребенка.

В 1926 году Выготский вместе с Лурия начали исследования распада психических функций на базе Клиники нервных болезней. Они изучали нарушения речи (афазии), движения (болезнь Паркинсона) и другие клинические формы.

Результаты исследований Выготский подвел в своем докладе О психологических системах (1930), где он выдвинул два основных принципа современной нейропсихологии: принцип системной организации высших психических функций и принцип социального генеза высших психических функций.

В докладе Выготский также впервые ввел понятие интериоризации, то есть перехода от внешней деятельности к внутренней, от межпсихологического к внутрипсихологическому.

Выготский продолжил исследования в области детской психологии и дефектологии, используя метод сравнения данных развития и распада поведения. Он пришел к формулированию принципа хроногенной локализации функций, который объясняет возможность подвижной динамической локализации функций как в онтогенезе, так и в актуалгенезе.

В своих последних работах Выготский сформулировал три основных теоретических положения, которые должны были стать рабочими гипотезами для объяснения клинических фактов:

  1. Функция целого и части в деятельности мозга: Выготский подчеркивал, что каждая специфическая функция является продуктом интегральной деятельности различных, иерархически связанных между собой мозговых центров.

  2. Хроногенная локализация функций: этот принцип подчеркивает изменение строения и локализации функций в онтогенезе, а также возможность осуществления функций на разных уровнях в актуалгенезе.

  3. Новый локализационный принцип мозга человека: Выготский утверждал, что специфически человеческие области мозга (лобные и теменные доли) играют ключевую роль в формировании высших форм речи, познания и действия, и в этом формировании участвуют экстрацеребральные связи.

В своих исследованиях Выготский всегда подчеркивал, что специфически человеческие функции приобретаются в социальном опыте, и они меняют свою функциональную структуру и мозговую организацию по мере формирования.

В 1934 году Выготский сформулировал свою точку зрения на психофизиологическую проблему, утверждая, что сознание способно вызывать новые движения, новые изменения психофизиологических процессов, и создавать новые связи, что невозможно в плане органического развития.

Выготский также выступил против концепции Ж. Пиаже о стадии развития, подчеркивая важность исторического контекста и роли обучения в развитии человека.

В заключительной части статьи автор подчеркивает, что Выготский не просто исследовал проблему локализации психических функций, а выделил три различные постановки этого вопроса:

  1. Соотношение социо и биогенеза человеческой психики: эта постановка характерна для ранних работ Выготского и основывается на философии и биологии.

  2. Системное строение и локализация психических функций: эта постановка связана с лингвистикой и неврологией.

  3. Актуалгенез психических функций: эта постановка касается вариативности путей реализации функции и динамической организации и локализации психических функций.

В статье автор также отмечает, что идеи Выготского продолжают развиваться и находить свое применение в различных областях психологии, включая педагогическую, клиническую и консультативную.

В качестве наследника и продолжателя идей Выготского автор рассматривает Александра Романовича Лурия, который использовал принципы, сформулированные Выготским, для построения новой области психологии - нейропсихологии. Лурия продолжил исследования Выготского, анализируя синдромы афазии и другие нарушения психических функций, вызванные локальными поражениями мозга.

В своей книге Травматическая афазия (1947) Лурия использовал принцип системного строения функций для анализа компонентного состава высших психических функций, что позволило ему выявить набор операций, входящих в сложные функции речи и письма.

Лурия также использовал принцип социального генеза высших психических функций, подчеркивая, что вынесение расстроенной функции наружу и превращение ее во внешнюю деятельность - один из основных путей компенсации нарушений.

Лурия разработал методы нейропсихологического исследования, которые нашли широкое применение в мировой науке, и его работы поставили его в ряд крупнейших психологов XX века.

В заключении автор подчеркивает, что наследие Выготского не ограничивается только теоретическими школами, а его идеи продолжают менять психологические практики и способствовать развитию психологии.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться