Resource Based View (Ресурсная теория фирмы)

Получение устойчивой сверх-нормальной прибыли посредством превосходящих ресурсов. Объяснение Resource Based View (Ресурсная теория фирмы) Barney. ('91)

Экономическая теория утверждает, что в нормальном условиях - при отсутствии несовершенств рынка - анормалная экономическая рента будет нейтрализованна конкурентами или новыми участниками отрасли. Resource Based View (Ресурсная теория фирмы) утверждает, что фирмы могут зарабатывать устойчивые сверх-нормальные прибыли, только если они обладают превосходящими ресурсами, и эти ресурсы защищены некоторой формой изолирующего механизма, предотвращающего их распространение повсеместно в отрасли.

Ранние последователи Resource Based View (Ресурсная теория фирмы)

Edith Penrose внес вклад в область RBV в 1959г., когда она утверждала следующее: «фирма больше чем административная единица; она также является собранием производительных ресурсов, расход которых между различными пользователями и с течением временени определяется организационным решением. Когда мы рассматриваем функцию частной фирмы с этой точки зрения, размер фирмы наилучшим образом измеряется некоторым показателем используемых производительных ресурсов». Birger Wernerfelt придумал термин в 1984г.

Ресурсная теория фирмы Jay Barney

Большинство ученых считают Jay Barney отцом современной Resource-Based View (Ресурсной теории фирмы) (RBV). Его теория ('91) предполагает, что может существовать разнородность или различия на корпоративном уровне среди фирм, которые позволяют некоторым из них сохранять конкурентное преимущество. Поэтому, RBV подчеркивает стратегический выбор, поручая менеджменту фирмы важные задачаи по определению, развитию и внедрению ключевых ресурсов для максимизации прибыли.

Barney (1991: "Firm resources and sustained competitive advantage") анормалные ренты можно заработать благодаря ресурсам в той степени, в какой они обладают свойствами VRIN:

    Ценность (Valuable) (когда они позволяют фирме начать или внедрить стратегии, повышающие ее эффективность) Редкость (Rare) (ценные ресурсы компании, которые есть у большого количества конкурирующих фирм, не могут быть источниками конкурентного преимущества или устойчивого конкурентного преимущества) Неидеальная воспроизводимость (Imperfectly imitable) (из-за {сочетания} 3 причин: уникальные исторические условия, неоднозначная причинно-следственная связь, социальный комплекс) Незаменимость (Non-substitutable) (не должно быть стратегически сопоставимых ценных ресурсов)

Другие стратеги о Ресурсной теории фирмы

Различия могут быть в форме таких ресурсов, как патенты, собственность, патентованные технологии или отношения. Большинство ученых утверждают, что только/главным образом нематериальные ресурсы объясняют разнородность в эффективности среди фирм и поэтому наиболее вероятные источники конкурентного преимущества. (Galbreath и Galvin недавно обнаружили, что в то время как теория RBV связывает эффективность фирмы с нематериальными ресурсами, эта связь не всегда верна эпирически. Одним из объяснений может быть то, что преимущество некоторых ресурсов зависит от взаимодействия или сочетания их с другими ресурсами и поэтому никакой единичный ресурс - нематериальный или наоборот - не может стать самым важным с чточки зрения эффективности фирмы. (Academy of Management Best conference Paper 2004 BPS: L6))

resource based view (ресурсная теория фирмы) barney vrin «Ресурсы VRIN сложно найти. Это становится особенно ясно, когда мы обращаемся к работам по стратегиям, которые иногда характеризуются как «экономящие» (Портер, 1996). Они включают Реинжиниринг, системы предприятия, Бенчмаркинг, сокращение штата и другие им подобные подходы эффективности. К сожалению, такие методы имеется в распоряжении всех конкурентов в отрасли. Они просто поднимают планку для всех участников, обычно прозрачным образом, и не производят долгосрочного конкурентного преимущества.

Дилемма состоит в том, что достижимые ресурсы неустойчивы. Ценные ресурсы, которые обеспечивают преимущество, должны быть конкретными или невозможными для имитации - и поэтому доступными тем, кто ими еще не обладает. Воспроизводимые ресурсы, с другой стороны, могут быть приобретены желающими. Но как только они показывают возможность преимущества, появляется риск их нейтрализации: их сильная сторона становится их слабостью. Таким образом достижимые ресурсы неустойчивы.

Последние достижения в области Ресурсной теории фирмы

За последнее время, теория динамических возможностей (dynamic capability perspective) расширила Resource Based View (Ресурсная теория фирмы) на сферу эволюционирующих возможностей (evolving capabilities). Путем развития возможностей на основании последовательности совокупного обучения, фирма может оставить позади своих подражателей и продолжить зарабатывать превосходящие прибыли (Dierickx и охладить, 1991; Teece et al., 1997). Нечего уже говорить о том, что у большинства фирм есть возможность реализовать кривую обучения (learning curve), которая не позволит конкурентам обойти их. Для этого они должны выбрать оптимальную траекторию развития возможности, которая (a) зависит только от последовательности поддержания преимущества первой компании, и (b) незаменима сопоставимой эффективной траекторией. Условия ограниченной рациональности могут помешать цели, условиям эквифинальности. Опять же цель воспроизводимости предъявляет высокие требования и ставит вопрос, как достигнуть ее с активами, ресурсами или возможностями, которыми фирма еще не обладает. Таким образом, несмотря на крупные достижения в области стратегии, перед практиками стоит дилемма: как заполучить устойчивое преимущество, которым не обладают конкуренты, но тем не менее достижимое.

Исследование Danny Miller нескольких фирм показывает, как некоторые из них смогли достичь успеха не столько за счет ресурсов и возможностей, сколько асимметрий. Асимметриями являются, как правило, навыки, процессы или активы, которых нет у конкурентов фирмы, которые они не могут скопировать с разумными затратами. Они редки, их трудно или невозможно сымитировать и незаменимы, хотя и не связанны ни с одним источником создания ценности, и, в действительности, часто выступают в роли пассивов. Путем открытия и реконцептуализации этих асимметрий, внедрения их в рамках комплементарного организационного дизайна и использования их в отношении соотвествующих возможностей рынка, многие фирмы смогли трансформировать асимметрии в устойчивые возможности.

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1