Оценка персонала

Оценка персонала - система периодической проверки труда работника за отчетный период (месяц, квартал, год) в соответствии с целями и нормативами деятельности для данной должности, оценка соответствия квалификационных навыков требованиям должностной инструкции, анализ отношения сотрудника к своим обязанностям, правилам трудового распорядка.

Чаще всего персонал оценивают по следующим критериям:

- выполнение должностных обязанностей;

- соблюдение требований и норм корпоративного поведения;

- достижение цели (объем выполненной работы, ее качество и т. п.);

- уровень компетентности (знание иностранных языков, владение ПК и т. д.)

- личные качества и черты характера;

- командные (лидерские) качества.

Необходимость в оценке персонала возникает в организации при решении самых разных задач.

Наиболее типичные из них:

• выявление долгосрочного и оперативного кадрового резерва компании,

• привлечение новых сотрудников на ключевые позиции,

• решение вопроса о кадровых перемещениях,

• оценка потенциала сотрудников в рамках регулярной системы аттестации,

• оптимизация численности сотрудников и др.

Во всех этих случаях ключевые принципы проведения оценки это:

• четко сформулированные критерии оценки,

• максимально объективные методы оценки,

• наиболее полные выводы и рекомендации по итогам оценки не только для руководства компании или подразделения, но и для самих оцениваемых.

Как это делается:

• Разрабатывается ((МоделиКомпетенций модели компетенций)) и ((ПрофилированиеПозиций Профили успеха позиций)).

• Проводится ((АссессментЦентр ассессмент-центры)) и ((ЦентрРазвития Центры развития)), «заточенные» под специфику бизнеса компании и оцениваемых позиций.

• Проводится ((ИндивидуальныйАссессмент индивидуальный ассессмент)) руководителей (глубинное интервью).

• Собираем обратную связь по методу ((ГрадусовМетодика 360 градусов)).

• Проводится первичная селекцию большого пула кандидатов в ((КадровыйРезерв кадровый резерв)) методами «барьерометрия», кейс-тестинг и др.

• Разрабатывается индивидуальные рекомендации и рекомендации для групп оцениваемых.

• Cопоставляются результаты оценки со средними показателями по рынку (при оценке классических ((Компетенции компетенций)).

• Планируется наиболее оптимальная ((ИндивидуальныйПланРазвития программа развития)) по итогам проведенной оценки.

В России оценку персонала часто путают с  аттестацией

Оценка персонала – это анализ работы сотрудников организации. Оценка деятельности персонала предполагает исследование эффективности исполнения работниками возложенных на них функциональных обязанностей и выявление их трудовых ресурсов. Система оценки персонала включает в себя комплекс таких процедур как подбор, адаптацияаттестация.

Критерии оценки персонала

  1. Количественные показатели (результаты работы, обладающие числовым измерением: например, объем продаж, количество привлеченных клиентов, заключенных договоров и т.п.).
  2. Качественные показатели (оценка личных и деловых качеств, например, отношение к работе, качество выполняемой работы, дисциплинарность, уровень самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, поведения в стрессовых ситуациях и т.п.).

Методы оценки персонала

Рассмотрим основные методы, которые могут применяться при деловой оценке персонала:

  1. Аттестация (экзамен) – ответы на вопросы билетов с целью проверки знаний, профессиональных навыков и умений работников.
  2. Ассессмент-центр – комплексная оценка персонала экспертами, которая включает в себя деловые игры - моделирование, проигрывание типичных рабочих ситуаций, интервью и тестирование.
  3. Собеседование – оценка трудовой деятельности сотрудника его непосредственным руководителем путем проведения личной беседы.
  4. Кейсы – анализ ситуации, выявление сути проблем и предложение возможных решений.
  5. Рейтинг – ранжирование сотрудников по ряду критериев.
  6. Оценка 360 градусов – оценка сотрудниками его деловым окружением: коллегами, руководителем, подчиненными, клиентами, поставщиками и самим сотрудником.
  7. Тестирование – оценка уровня квалификации сотрудника, его психологических, физиологических и личных качеств.

Периодичность проведения оценки работы персонала зависит от специфики бизнеса, характера работы сотрудников и от метода оценки. Так, аттестацию, тестирование, центр оценки желательно организовывать один раз в год или в несколько лет, собеседование с руководителем - еженедельно, кейсы – 1-2 раза в месяц, рейтинг – по итогам каждого месяца. Таким образом, оценка труда персонала – это процедура, которая позволяет руководству организации принять эффективное управленческое решение и повысить уровень развития и прибыльность организации.

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться