Оценка персонала - система периодической проверки труда работника за отчетный период (месяц, квартал, год) в соответствии с целями и нормативами деятельности для данной должности, оценка соответствия квалификационных навыков требованиям должностной инструкции, анализ отношения сотрудника к своим обязанностям, правилам трудового распорядка.
Чаще всего персонал оценивают по следующим критериям:
- выполнение должностных обязанностей;
- соблюдение требований и норм корпоративного поведения;
- достижение цели (объем выполненной работы, ее качество и т. п.);
- уровень компетентности (знание иностранных языков, владение ПК и т. д.)
- личные качества и черты характера;
- командные (лидерские) качества.
Необходимость в оценке персонала возникает в организации при решении самых разных задач.
Наиболее типичные из них:
• выявление долгосрочного и оперативного кадрового резерва компании,
• привлечение новых сотрудников на ключевые позиции,
• решение вопроса о кадровых перемещениях,
• оценка потенциала сотрудников в рамках регулярной системы аттестации,
• оптимизация численности сотрудников и др.
Во всех этих случаях ключевые принципы проведения оценки это:
• четко сформулированные критерии оценки,
• максимально объективные методы оценки,
• наиболее полные выводы и рекомендации по итогам оценки не только для руководства компании или подразделения, но и для самих оцениваемых.
Как это делается:
• Разрабатывается ((МоделиКомпетенций модели компетенций)) и ((ПрофилированиеПозиций Профили успеха позиций)).
• Проводится ((АссессментЦентр ассессмент-центры)) и ((ЦентрРазвития Центры развития)), «заточенные» под специфику бизнеса компании и оцениваемых позиций.
• Проводится ((ИндивидуальныйАссессмент индивидуальный ассессмент)) руководителей (глубинное интервью).
• Собираем обратную связь по методу ((ГрадусовМетодика 360 градусов)).
• Проводится первичная селекцию большого пула кандидатов в ((КадровыйРезерв кадровый резерв)) методами «барьерометрия», кейс-тестинг и др.
• Разрабатывается индивидуальные рекомендации и рекомендации для групп оцениваемых.
• Cопоставляются результаты оценки со средними показателями по рынку (при оценке классических ((Компетенции компетенций)).
• Планируется наиболее оптимальная ((ИндивидуальныйПланРазвития программа развития)) по итогам проведенной оценки.
В России оценку персонала часто путают с аттестацией
Оценка персонала – это анализ работы сотрудников организации. Оценка деятельности персонала предполагает исследование эффективности исполнения работниками возложенных на них функциональных обязанностей и выявление их трудовых ресурсов. Система оценки персонала включает в себя комплекс таких процедур как подбор, адаптация, аттестация.
Критерии оценки персонала
- Количественные показатели (результаты работы, обладающие числовым измерением: например, объем продаж, количество привлеченных клиентов, заключенных договоров и т.п.).
- Качественные показатели (оценка личных и деловых качеств, например, отношение к работе, качество выполняемой работы, дисциплинарность, уровень самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, поведения в стрессовых ситуациях и т.п.).
Методы оценки персонала
Рассмотрим основные методы, которые могут применяться при деловой оценке персонала:
- Аттестация (экзамен) – ответы на вопросы билетов с целью проверки знаний, профессиональных навыков и умений работников.
- Ассессмент-центр – комплексная оценка персонала экспертами, которая включает в себя деловые игры - моделирование, проигрывание типичных рабочих ситуаций, интервью и тестирование.
- Собеседование – оценка трудовой деятельности сотрудника его непосредственным руководителем путем проведения личной беседы.
- Кейсы – анализ ситуации, выявление сути проблем и предложение возможных решений.
- Рейтинг – ранжирование сотрудников по ряду критериев.
- Оценка 360 градусов – оценка сотрудниками его деловым окружением: коллегами, руководителем, подчиненными, клиентами, поставщиками и самим сотрудником.
- Тестирование – оценка уровня квалификации сотрудника, его психологических, физиологических и личных качеств.
Периодичность проведения оценки работы персонала зависит от специфики бизнеса, характера работы сотрудников и от метода оценки. Так, аттестацию, тестирование, центр оценки желательно организовывать один раз в год или в несколько лет, собеседование с руководителем - еженедельно, кейсы – 1-2 раза в месяц, рейтинг – по итогам каждого месяца. Таким образом, оценка труда персонала – это процедура, которая позволяет руководству организации принять эффективное управленческое решение и повысить уровень развития и прибыльность организации.
Поделиться