Личность

ЛИЧНОСТЬ - устойчивая система социаль­но значимых черт, характеризующих ин­дивида; продукт общественного развития и включения индивидов в систему соц. отношений посредством активной пред­метной деятельности и общения. Форми­рование Л. происходит в процессах соци­ализации индивидов и направленного вос­питания: освоения ими соц. норм и функ­ций посредством овладения многообраз­ными видами и формами деятельности.

Этимология. Происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра).

 

Категория. Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Специфика. Уже 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Personlichkeit) следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.

Исследования. Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".

Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера).

В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности).

В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.

Структура. Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент.

В классификации свойств личности В.С.Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).

В современных исследованиях структуры личности - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям (трехфакторная теория личности, модель большой пятерки).

Диагностика. Для выявления особенностей личности используют тесты личности (проективные тесты, личностные опросники, анализ поведения, интервью).

Литература.. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;

Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972;

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1972

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.М., 1977;

Психология личности. Тексты. М., 1982;

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982;

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983;

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984;

Хьюелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997

Психологический словарь И.М.Кондакова

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1